7 января 2004г.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК ВЫШИНСКИЙ
«МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА ПО ЦЕРКОВНЫМ ЧТЕНИЯМ ИЗ СЛОВА БОЖИЯ»
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова:
повесе-лимся же теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтобы возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтобы, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто, веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которой остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней сих занятия: Христос рож-дается — славите и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтобы этим славословием усладились душа и сердце и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.
Славьте Христа — это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу — нет, но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души вос-кликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и внидет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом, — и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтобы это было для нас легче — приравняем к сему следующие случаи. Заключенно-му в темнице и закованному в узы царь обещал свободу. Ждет заключенник день, другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, пока-зались признаки, что скоро-скоро: внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором; вот спадают запоры — и входит избавитель... «Слава Тебе, Господи! — вос-клицает невольно узник. — Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!» Другой случай: больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось — и он готов был предаться отчаянному го-реванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает, и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его — обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещан-ного... Проходит час, другой, более; беспокойство снова начинает точить душу его... Уже под ве-чер кто-то подъехал... идет... отворилась дверь и входит желанный... «Слава Тебе, Господи!» — вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча, мрак покрыл лицо земли, гром по-трясает основания гор, и молнии прорезывают небо из края в край; от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно взды-хая, говорит: Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами — пришел Господь-примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей — пришел врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства — пришел освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими — и вы не удержитесь, чтобы не воскликнуть: Слава Те-бе, Господи, что родился Христос!
Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость — это недоступно ни для како-го слова. Дело совершенное рождшимся Господом касается каждого из нас. Вступающие в обще-ние с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир; обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, кои испытывают это в себе, незачем говорить «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться; а тем, которые не испытывают, что и говорить «радуйтесь» — они не могут радовать-ся. Связанный по рукам и ногам, сколько ни говори ему «радуйся избавлению»,— не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашае-мый грозой гнева Божия? Таким можно только сказать: «Пойдите вы к Младенцу повитому, лежа-щему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец — Христос, Спас мира».
Желалось бы всех видеть радующимися именно этой радостью и не хотящими знать дру-гих радостей, но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори «укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют — и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «Мерзость Мне все эти празднества ваши!» И действительно, многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие — хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «Что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!» Но да проносятся в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: оправдится Господь во словесех Своих и победит, внегда судити Ему...
Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет, а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает, и, ведая сие, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтобы все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какиенибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.
(ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАПИСАНО В КОНЦЕ 19 ВЕКА).
|