Современному человеку,
как правило, церковный праздник Святой
Троицы известен по посещению кладбищ,
освящению «березок», ряду преданий и
суеверий. Мало кому известно, что этот
день имеет непосредственное отношение
лично к каждому из нас.
Да, ведь в этот святой
день родилась Церковь Христова, « и
врата ада не одолеют Её» Мф. 16:18! Церковь
дает нам преображение и освящение всей
жизни, единство с Богом и в единство
всех в Боге, победу над смертью. Жизнь
в этом случае приобретает смысл и
бесконечную перспективу.
Имеет ли это значение
для современного человека или нет?
Каждый из нас дает ответ на этот главнейший
вопрос своей жизнью. Бог наделил человека
свободной волей, в этом образ Божий в
человеке. Но сам человек, направляя
волю ко греху может уничтожить свою
жизнь, или освятить, войдя в Божественный
свет, если поступает по воле Божией.
Святая Церковь празднует
День Святой Троицы, как день Своего
рождения, как завершения Божественного
замысла о спасении людей. Началом
спасения было Благовещение, затем пришел
Победитель смерти- Христос, а завершением
стало сошествие Святого Духа. Целью
Христова пришествия и спасения людей
является становление их членами Тела
Христова (Церкви), принятие Святого
Духа и через это- жилищами Троичного
Бога. Святой Максим Исповедник пишет о
церковном единстве : «Мужчины,
женщины, дети глубоко разделенные в
отношении племени, народности, языка,
общественного положения, рода деятельности,
учености, достоинства, состояния... —
все они претворены Церковью в Духе. Всем
им в равной степени она сообщает
Божественную форму. Все получают единую
природу, неспособную к разделению, —
природу, которая позволяет более не
считаться с многочисленными и глубокими
различиями между людьми».
Многие из нас крестились,
войдя таким образом в Церковь Христову,
и одновременно получили и Святого Духа
в таинстве Миропомазания, совершаемом
вместе с Крещением. Но, как указывает
св. Диадох Фотикийский, наши страсти
покрыли эту благодать как пепел покрывает
угли, и теперь необходимо смахнуть
пепел страстей, вложить в качестве дров
труд заповедей Божииих и сильно дунуть
с молитвой. Итак, необходимо для
возрождения духовного молиться, исполнять
заповеди и удерживаться от страстей
(тщеславие, гордость, уныние, печаль,
гнев, сребролюбие, блуд, чревоугодие).
Это имеет важнейшее значение, так как
апостол Павел отмечает: «Если
же кто Духа Христова не имеет, тот не
Его»(Рим.8,9). По мысли св.
Максима Исповедника, в разных людях Дух
производит различные действия: « Для
одних Святой Дух, как смывающий внешнюю
телесную грязь, есть вода; для других,
как свершающий благие [дела] добродетели,
Он есть просто дух; для третьих, как
очищающий внутренние пятна [греха] в
глубине души, Он есть огонь; для четвертых,
подобных великому Даниилу, Он, как
Дарователь мудрости и ведения, есть Дух
Святой.»[1]
Поэтому
будем стремиться не оскорблять Бога
своими проступками и просить Его помощи
в нашем спасении, чтобы не оказаться
нам недостойными великих таинств
Крещения, Миропомазания и самого
христианского имени.
Другой
стороной праздника Троицы (Пятидесятницы)
является сошествие Святого Духа на
апостолов, которое открывает нам истину,
что Бог троичен. Бог Отец нерожден,
безначален и безпричинен. Сын предвечно
(вне времени ) рождается от Бога Отца,
Дух — исходит. При этом Лица Святой
Троицы имеют одну природу и энергию,
равное достоинство. Это тайна, которую
открыл нам Господь о Себе. К сожалению,
«большинство
людей, заключенных в смертные тела,
словно улитка в раковину, свернувшихся
в своих упорных заблуждениях подобно
ежам, создают по образу самих себя свое
представление о блаженном Боге.»,-говорит
Климент Александрийский
[2]. Приходилось
сталкиваться с заблуждениями некоторых
людей, считающих, что Св. Троица это
Спаситель, Матерь Божия и Николай
чудотворец. Заблуждением является и
посещение могил в Троицу. Это не
соответствует смыслу и торжественному
характеру праздника.
Особенное значение
в развитии празднования Дня Св. Троицы
на Руси имеет подвиг прп. Сергия
Радонежского, воздвигшего храм
Живоначальной Троицы, "чтобы постоянным
взиранием на Нее побеждался страх
ненавистной розни мира сего". В Троице
Живоначальной преподобный Сергиий
указал не только святое совершенство
вечной жизни, но и образец и предел
стремлений для человеческой жизни,
потому что в Троице, как Нераздельной,
осуждаются вражда и усобицы и
благословляется соборность, а в Троице,
как Неслиянной, осуждается иго и
благословляется свобода. Примером
единства со Св. Троицей является и сама
жизнь преподобного- великого молитвенника,
чудотворца, духовного вождя и собирателя
Русской земли.
Вечерня
праздника Троицы содержит коленопреклонные
молитвы, в которых Церковь находит
возможным возносить прошения и приносить
умилостивительные жертвы "о
иже во аде держимых" с
надеждой, что содержимые там смогут
получить "ослабление от
содержащих скверн"[3].
С Днем Святой Троицы,
дорогие братья и сестры!
Свящ. Михаил Иванов,
настоятель Казанской церкви Пушкинских
Гор
[1] Прп.
Максим Исповедник, ГЛАВЫ О БОГОСЛОВИИИ
О ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ВОПЛОЩЕНИЯ СЫНА
БОЖИЯ
[2]
Климент
Александрийский,
Строматы,
5, 11.
[3]
Молитва
на вечерне Пятидесятницы
|