Из
дней недели в церковном богослужении
суббота является преимущественно днем
поминовения усопших, как день покоя. Но
существуют особенные поминальные дни
в церковном году, когда отменяются все
иные богослужебные темы и все верующие
приглашаются явить в полной мере братскую
любовь к усопшим в усиленной и умноженной
молитве обо всех умерших членах Церкви,
родных и чужих, знаемых и незнаемых,
всех возрастов и состояний, всех времен
и народов. Один из таких дней- Троицкая
родительская суббота. Слово родительская
означает наших усопших предков.
Установление этого поминального
праздника восходит к апостольским
временам. Троицкая суббота предваряет
раскрытие во всей силе Царства Христова
в день Пятидесятницы и начало поста
Апостольского. Апостол Петр в день
Пятидесятницы, обращаясь к иудеям,
говорит о Воскресшем Спасителе: «
Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти»
(Деян. 2, 24). Христос есть
«...определенный
от Бога Судия живых и мертвых.»
Деян.10:42, поэтому Церковь в преддверии
дня Пятидесятницы (Троицы), когда
благодать Святого Духа , являя единство
Церкви, освящает и живых и усопших,
поминает преставльшихся особой
молитвой.
В
храмах в эту субботу совершается литургия
с поминовением усопших, а затем панихида.
Святитель Николай (Кавасила) пишет об
особенно важном значении для усопших
поминовения на литургии: «...
нет ничего необыкновенного в том, что
Христос отрешившимся от тела душам,
которых не мог обвинить ни в одном из
подобных недостатков, преподает эту
трапезу. Необыкновенно и чудно то, что
человек тленный ест Тело нетленное. А
что душа — существо бессмертное —
приобщается соответственнейшим ей
образом того, что бессмертно, — что в
этом удивительного?».
Усопшие нуждаются в нашей помощи, в
нашей молитве, сама молитва за них имеет
благотворное действие и на молящихся,
а с другой стороны, эта молитва являет
и единство Церкви, ведь у Бога «...все
живы»
(Лук.20:38). Следующий праздничный день-
День Святой Троицы, не содержит в
богослужении поименного поминовения
усопших, однако, в этот день читаются
коленопреклонные молитвы, на которых
поминаются и усопшие. Святитель Филарет
(Дроздов) указывая на особенное значение
этих молитв, говорит, что наша молитва
об усопших должна быть смиренной:
«Церковь
учит нас молиться об усопших, не рассуждая,
во аде ли кто из них, хотя вероятно, что
есть такие между поминаемыми в Церкви.
Это хорошо и смиренно, потому что не
знаем жребия отшедших, не берем ни о ком
осуждающей мысли, что он в аде, и не
дерзновенно просим. В молитвах
Пятидесятницы имеем свидетельство, что
Господь сподобляет приимати молитвенныя
очищения о иже во аде держимых. Но может
быть, Церковь имела особенную мысль:
сию, многое дерзновение заключающую,
молитву отнести к особенному важному
дню, а не предоставлять всякому человеку
и времени». Но
поминовение усопших не ограничено
пределами храма, кладбища и даже пределами
домашней молитвы или какого-то иного
времени и места. Вся наша жизнь, является
свидетельством памяти об усопших и
приносит им радость если проходит в
Боге. Примечателен ответ одного старца
на вопрос, как лучше помолиться об
усопшем: «Лучшая
панихида — твоя добродетельная жизнь».
К
сожалению, редко приходится сейчас
наблюдать благоговейное отношение к
жизни, окружающему миру, поминовению
усопших. Искажения человеческой природы,
проявления греховности примечаются и
в горах мусора на кладбище, которые
зачастую находятся в проходах, или на
могилах, в пьянстве, в небрежном погребении
тел усопших (почти на поверхности земли),
в стремлении на поминках угодить людям,
а не Богу, в других суевериях... Это
нехристианские — языческие проявления.
Одним из стойких суеверий и искажений
церковного восприятия праздника Троицы
обычным у нас, является посещение
кладбища в этот день с устроением
застолья. Оно никак не соответствует
высокоторжественному характеру
праздника, тем более, что только что
была родительская суббота, когда нет
препятствий посетить могилы родных.
Особенно кощунственно приносить на
кладбища спиртное и распивать его там.
Мне приходилось наблюдать, как после
этого иные засыпали прямо на могилах,
а некоторые обходили кладбище с целью
собрать спиртное с могил, при этом,
приходилось слышать, что те, кто забирают
спиртное, страшно прегрешают. Рассуждают
будто эта водка некая святыня, и брать
её с могил – есть нарушать что-то
сакральное и кого-то обкрадывать. Это
неправда. И оставлять спиртное на
могиле, и приносить, и распивать его
там- вот тяжелейший грех и оскорбление
Бога и памяти усопших, проявление нелюбви
к ним. Наш старец, архимандрит Иоанн
(Крестьянкин) пишет по этому поводу:
«Вот
день Святой Троицы. Что у нас творится
на кладбищах, на могилах, где стоят
кресты! Это воистину черный день для
наших усопших! Вместо молитвы, вместо
свечей и курения ладана справляются на
могилах в этот день настоящие языческие
тризны. А наши усопшие на том свете горят
огнем горести и жалости, как евангельский
богач, который просил Господа сказать
братьям, еще живым, что их ожидает по
смерти. Если кто из вас справлял эти
тризны и собирал на могиле застолицу,
пойдите на кладбище и попросите прощения
у своих усопших родных за ужасные
страдания, которые вы принесли им своим
неразумением, и никогда больше не делайте
этого в святой день праздника, когда
Церковь молится особой коленопреклоненной
молитвой о упокоении наших усопших
близких, не делайте этот день мучительнейшим
для них. А сейчас просите у Господа
прощения за неразумие свое. Господи,
прости нас, грешных!»
В
этом году поминальное богослужение
Троицкой родительской субботы будет
совершено 15 мая. Святейший
патриарх Кирилл благословил перенести
поминовение усопших на этот день в связи
празднованием 22 мая памяти великого
святого – свт. Николая чудотворца,
которое выпало на субботу перед Днем
Св. Троицы. Ближайший к 15 мая день
поминовения будет 9
мая- это День поминовения усопших воинов
за веру, Отечество и народ жизнь свою
положивших, и всех страдальчески погибших
в годы Великой Отечественной войны 1941
- 1945гг.
Дорогие
братья и сестры, будем стараться строить
свою жизнь в соответствии с голосом
совести, заповедями Божиими и не допускать
неподобающего поведения на кладбищах.
Помоги
всем Господь!
Свящ.
Михаил Иванов, настоятель Казанской
церкви Пушкинских Гор.
|