Экскурсии arrow Новости arrow Новое arrow Диссертационное исследование о Святогорском монастыре
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!

Диссертационное исследование о Святогорском монастыре

Печать
02:07:2023 г.

 oblojka.jpg

16 июня 2023 г. в СПБДА прошла защита кандидатской диссертации прот. Михаила Иванова, настоятеля Казанской церкви Пушкинских Гор «Значение Святогорского монастыря Псковской епархии в истории русского монашества Северо-Запада России в XVIII — начале XX вв.»

Диссертационным советом академии тайным голосованием 21 голосом из 21 было принято решение о присуждении диссертанту искомой научной степени кандидата богословия по специализации "церковная история".

 

В диссертации было предпринято исследование особенностей организации внутренней жизни святогорской монашеской общины, ее деятельности, численного и социального состава, роль Святогорского мужского монастыря Псковской епархии в период XVIII — начала XX в. в общественной жизни Псковской губернии и России. Целью работы является комплексное изучение истории Святогорского мужского монастыря Псковской епархии в XVIII — начале XX в.в.

 

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

1.               Настоящая диссертация представляет собой первое комплексное исследование общей организации, внутренней жизни, социального состава и основных направлений деятельности Святогорского монастыря в период 1700 – 1917 г.;

2.               Впервые на основании вводимых в научный оборот документов исследованы вопросы, касающиеся количественного и социального состава братии обители, ее материального состояния, особенности социально-благотворительной, духовно-просветительской, школьно-образовательной, исправительной деятельности Святогорского монастыря;

3.               Ряд сведений о развитии архитектуры обители в рассматриваемый период, интерьеров церквей обители, сведения о внешнем виде и оригинальном дизайне церковных богослужебных облачений Русской Церкви дореволюционного периода приводятся в работе как результат исследования описей монастырского имущества;

Наиболее значимые результаты диссертации, полученные автором:

1.               Автор приводит в работе анализ ранее неизвестного описания Святогорского монастыря, выполненного игуменом Ионой в 1821 г. для митрополита Евгения (Болховитинова), что дает новое представление о вопросе восприятия значения явлений Святогорских икон 1563–1569 гг. игуменами и братией обители, а также освещает сотрудничество игумена с известным церковным историком. Влияние представлений митрополита Евгения на историю обители, отраженное в его описании монастыря, повлекло исторически не обоснованное изменение богослужебной практики монастыря. Данный факт подробно анализируется в исследовании, что в комплексе с приводимыми автором свидетельствами о попытках восстановления хотя бы отчасти исторически обоснованного богослужебного строя игуменом Иоанном (Мазем), дает предпосылки к восстановлению древней богослужебной традиции местных празднований в современной Святогорской обители.

2.               Приводимый в исследовании и выявленный автором текст Правил Святогорского монастыря 1857 г., история его происхождения, анализ заимствований из Устава Новгородского Юрьева монастыря позволил реконструировать богослужебный и внутренний распорядок жизни обители во второй половине XIX столетия;

3.               В диссертации выявлено, что деятельность настоятеля монастыря архимандрита Вонифатия (Корсунского) имела положительное значение для обители, в то время как ранее были известны лишь негативные отзывы о нем, приводимые в работе игумена Иоанна (Мази);

4.               В ходе работы автором были собраны статистические данные о братии обители в исследуемый период, на основании которых он утверждает, что монашеская община обители в конце XVIII – начале XIX вв. находилась на грани выживания, восстановление численности братии и некоторое возрождение произошло лишь к середине XIX столетия;

5.               Проведенное в диссертации исследование хозяйственно-финансовой жизни обители в исследуемый период позволяет автору обоснованно утверждать, что в материальном отношении Святогорский монастырь благополучно пережил секуляризацию 1764 г., и, перестроив хозяйство, смог сохранить и расширить свое архитектурное наследие в последующие годы. Важным моментом для истории и материального благополучия монастыря было возведение обители во II штатный класс в 1900 г. Автором были выявлены и освещены в работе архивные документы, отражающие данный переход, и роль действительного тайного советника Т. И. Филиппова в получении обители более высокого статуса. Приведенные в исследовании сведения об имениях монастыря в начале XX столетия дают представления о состоянии монастырского хозяйства;

6.               Важными результатами исследования в сфере сохранения архитектурного и культурного наследия монастыря являются восстановление структуры первоначального иконостаса Успенского церкви, а также сведений о расположении святынь в интерьере храма, сведения о первоначальной форме кровли главного храма монастыря и кровельных материалах, сведения о составе и особенностях монастырской ризницы, ландшафтов внутренней территории, составе и особенностях жилых и хозяйственных построек;

7.               Автором показана ключевая роль епархиальных архиереев в сохранении монашеской общины, заботе о лицах, находящихся под монастырским надзором и о материальном аспекте жизни обители;

8.               В работе отмечено благотворное влияние монастыря на окружающее население, приведены ранее неизвестные сведения о благотворительности обители и об отношениях игуменов и братии с благотворителями;

9.              Исследование освещает вопрос восприятия значения Святогорского монастыря как хранителя Святогорских икон, что прослеживается еще с описания митрополита Евгения (Болховитинова) 1821 г.

Достоверность и обоснованность положений и выводов, полученных соискателем, подтверждается многочисленными ссылками на источники и литературу, проанализированные в работе. Положения и выводы диссертации значимы как с теоретической, так и с практической точки зрения. Теоретическая значимость исследования обусловлена его научной новизной. Диссертация по сути является первым комплексным исследованием духовной и хозяйственной жизни Святогорского монастыря Псковской епархии. Дальнейшие исследования особенностей жизни обители и частных вопросов, касающихся материального наследия Святогорского монастыря, будут проводиться с учетом результатов настоящего исследования. Широкая практическая сфера применения результатов работы включает в себя патриотическое воспитание, экскурсионно-просветительскую деятельность, ряд вопросов сохранения и восстановления культурного наследия обители от внешних архитектурных форм и обустройства территории до восстановления особенностей интерьеров храмов и возврата к древней богослужебной практике монастыря. Полученные автором сведения о составе и площадях монастырских земельных имений, частично восстановленных к началу XX столетия, могут служить основанием для ходатайства о выделении земель современной монашеской общине обители. Проведенный автором вне данной работы анализ текста Святогорской повести, результаты которого были использованы в настоящем исследовании, ставит вопрос о восстановлении значения восприятия Святогорской обители как хранительницы места благословения Богородицей русской государственности в 1569 г. и Святогорских святынь, сохранившихся на данный момент, прежде всего в среде братии, а затем и в российском общественном сознании.

Положения диссертации представлены соискателем на шести научно-богословских, научных, и историко-краеведческих конференциях в Санкт-Петербурге и Пушкинских Горах и трех аспирантских семинарах Санкт-Петербургской духовной академии. Результаты проведенного исследования с достаточной полнотой отражены в 10 печатных работах, в том числе в трех работах общим объемом 3,1 а. л. в изданиях, входящих в «Общецерковный перечень рецензируемых изданий», в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

 

 

Ниже можно ознакомиться с 

исследованием ,

авторефератом,

отзывом на предзащите 1,

отзывом на предзащите 2,

отзывом ведущей организации,

отзывом официального оппонента 1,

отзывом официального оппонента 2,

отзывом на автореферат.

P.S.: В исследовании упомянут ряд монашеских обителей:

 

 

- на с. 22, 140 (монастыри Псковщины),

- на с. 50 (Великолукский Троицы-Сергиев монастырь),

- на с. 51 (Псковский женский Иоанна Предтеченский монастырь),

- на с. 51 (Псковский женский Старовознесенский монастырь)

- на с. 51 (Великолукский женский Вознесенский монастырь),

- на с. 51, 66, 103, 104, 105, 106, 120, 133, 134 (Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь),

- на с. 50, 51, 67, 68, 81, 82, 83, 89, 133, 158, 168, 169, 188 (Псковский Спасо-Мирожский монастырь),

- на с. 51, 54, 101, 103, 106, 134, 135, 138, 141, 146, 155, 157, 159, 164, 167, 203 (Псковский Елизаровский монастырь),

- на с. 98, 121, 127 (Александро-Невский монастырь, СПб.),

- на с. 50, 51, 85, 121, 133, 135, 137, 141, 167, 213, 286, 305 (Псково-Печерский монастырь),

- на с. 54, 121 (Псковский Гремячий монастырь),

- на с. 31, 52, 53, 134, 213, (Псковский Снетогорский монастырь),

- на с. 51, 81, 91, 93, 95, 105, 107, 139, 141, 158, 300 (Никандрова Благовещенская пустынь),

- на с. 9, 10, 167, 175, 176, 181, 182, 183, 187, 204, 221, 329, (Новгородский Юрьев монастырь),

- на с. 167 (Коневский Рождества Богородицы монастырь),

- на с. 122 (Каргопольский Крестный монастырь, Архангелогородский и Архангелский монастыри),

- на с. 244 (Соловецкий монастырь)

Иные российские обители упомянуты:

- на с. 26, 50, 63, 64, 83, 84, 92, 104, 158, 164, 188 (Торопецкий Троицын Небин монастырь),

- на с. 121, 122 (ТСЛ, Пафнутьево-Боровский, Николаевский Пешношский, Троицкий Калязин, Спасо-Ярославский, Суздальский Спасо-Ефимьев, Иосифо-Волоколамский, Московский кафедральный Чудов, Московский Вознесенский девичий, Московский Высокопетровский, Николавский Чернеев, Рыльский Николаевский, Тихоновская пустынь Малоярославецкого уезда, Шаровкина и Тихоновой пустыни (приписные к Московскому Донскому монастырю).)

- на с. 53 (Святогорский Харьковский),

- на с. 59 (Троицкий Черниговский монастырь),

- на с. 91 (Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь),

- на с. 99 (Драндский Успенский монастырь, г. Сухум),

- на с. 199 (Березвический женский, Дисненского уезда Виленской губ.).

- на с.   265   Жировичский монастырь.

 

 

Последнее обновление ( 03:07:2023 г. )
 
« 5 апреля в Пушкинском Заповеднике прошел XIV Круглый стол, памяти Михаила Ефимовича Васильева   Святогорские иконы благословение России »

 
Опросы
Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.0999