|
Казанская икона |
|
27:10:2009 г. |
Что было необыкновенного в рождении Христа от Девы, – это ясно: именно лишь то, что Он родился от Девы по причине, которую мы узнали, и что Дева есть наше возрождение, ибо Она духовно освящена от всякой нечистоты через Христа, Который и Сам есть Дева по плоти, ибо рожден от плоти Девы.
Тертуллиан. О плоти Христа
В настоящее время существует два церковных празднования в году в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Празднование 21 июля имеет своим началом чудесное явление иконы Божией Матери в Казани в 1579 г.
В 1579 г. в Казани случился большой пожар, истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города. Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.
Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, явилась икона Матери Божией, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.
Мать, выслушав дочь свою, ее словам не придала никакого значения. После этого неоднократно являлась Матроне в видении икона, повелевая ей поведать об этих видениях, и девица много раз говорила матери своей о явлении Божественной Иконы, но мать не внимала словам дочери.
Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно пресветлые лучи, так что ей казалось, будто эти сияющие от Иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от Образа, сказавший девице: “Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей.” После этого мать девицы быстро пошла во град к воеводам и поставила перед ними свою дочь, повелев ей самой рассказать обо всем с нею случившемся. Девица поведала им слова, которые слышала от пречудной и великолепной Иконы, и указала место явления. Они же, одержимые неверием сказанному девицей о Иконе, не придали тому никакого значения. Не предал значения словам отроковицы и архиепископ Иеремия, отослав мать и дочь ни с чем.
Вернувшись домой, мать и дочь рассказали людям о чудесном явлении и начали копать землю. Никто ничего не находил.
Девица Матрона начала копать на месте, где была печь, и в этом месте на небольшой глубине обрела чудотворную икону Божией Матери.
Святитель Гермоген, списатель чудес Казанской иконы, пишет в своей «Повести о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде»: «На той чудной Иконе был рукав однорядки вишневого сукна, самый же чудотворный Образ чудно сиял светлостью, как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного Образа, это мы сами видели. Девица взяла пречистый Образ со страхом, трепетом и радостью, и поставила его на том же месте».
Архиепископ, узнав о происшедшем чуде, велел звонить в колокола и пошел крестным ходом к месту явления Казанской иконы.
Увидев образ, охваченный страхом и радостью, он стал молиться с плачем, прося милости и прощения своего неверия. Также и воеводы с плачем просили милости для согрешивших неверием и нерадением к чудотворному Образу Пречистой.
После того, как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.
Святитель Ермоген, бывший в то время священником в Казани составил службу в честь явления Казанской иконы, описал первые чудеса. Одно из его описаний повествует о чудесном исцелении младенца: «Однажды в церковь был принесен матерью ее слепой младенец. Мать стояла перед Образом Богородицы и молилась с плачем о прозрении ребенка. Младенец же вдруг начал руками осязать лицо матери. Весь народ, молившийся пред Пречистым Образом и Архиепископ, стоявший на месте своем, смотрели на месте своем, смотрели на младенца и видели, как он трогал руками свою мать. Архиепископ повелел принести красное яблоко ребенку. Младенец начал хватать яблоко, и все удостоверились в том, что он прозрел, воздали славу Богу и Пречистой Его Матери Владычице нашей Богородице, творящей дивные чудеса.»
Считается, что особую милость простирает Богоматерь через Свой Казанский образ к страждущим глазами.
Второе празднование 4 ноября было установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена, того самого, который участвовал в обретении и явленной иконы и описании чудес её, русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения, архиепископа Элассонского (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что явился прп. Сергий Радонежский и открыл о перемене суда Божия на милость по заступничеству Пресвятой Девы.
Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.
В благодарность за избавление от врага в 1649г. было установлено всероссийское Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 8 июля и 22 октября (по старому стилю), а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых. До этого момента, празднования в честь иконы были местными. Долгое время этот день праздновался как общегосударственный, однако в советский период государством не праздновался.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).
Таким образом, произошло восстановление древней народной традиции празднования героических событий защиты нашей Родины 1612г.
Не все люди понимают значение этого великого дня для нашего народа и государства. «День народного единства» - это официальный праздник согласия и примирения, день единения народа, благодаря которому и стало возможным изгнание захватчиков.
В этом отношении 4 ноября неслучайный день. 22 октября (по новому стилю 4 ноября) после усердной молитвы пред иконой Казанской Богородицы войска Пожарского и Трубецкого пошли на приступ Китай-города, вынудив поляков его покинуть. Освободители вошли в Китай-город с Казанской иконой Богородицы и тогда же дали обещание построить в память сего дня церковь Её имени. Это был совместный обет Богу и Его Матери, ставший выражением окончательного преодоления недоверия друг к другу. Вера в Богородицу и явилась той непобедимой силой, которая уже бесповоротно установила согласие в русском лагере. Теперь объединились не интересы, а сердца освободителей.
Почему же такое глубинное воздействие на мысли, чувства и поступки людей имел образ Пречистой? Дело в том, что в православном сознании нашего народа укоренилось восприятие Богоматери как особой молитвенницы и заступницы русской земли, Россия - Ее удел, Ее Дом, и Она не оставляет свой народ, даже тогда, когда он сам себя ввергает в богооставленность, Она вымаливает ему у Своего Сына прощение. Лишь было бы искреннее покаяние и исправление. Именно в такой духовной помощи нуждались русские люди. В Смуту наш народ пережил духовную и национальную катастрофу. Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" так описывает состояние тогдашней России: "Но кто мог узнать…Россию…. Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры; что государство, зараженное нравственною язвою, в страшных судорогах кончалось!"
По свидетельству современника событий келаря Троице Сергиевой Лавры Аврамия Палицина: "Россию терзали свои более нежели иноплеменные: путеводителями и наставниками и хранителями ляхов (поляков) были наши изменники, первые и последние в кровавых сечах…: Святых юных инокинь обнажали, позорили; лишенные чести, лишались и жизни в муках срама…Были жены прельщаемые иноплеменниками и развратом; но другие смертию избавляли себя от зверского насилия. Уже не сражаясь за отечество, еще многие умирали за семейства: муж за супругу, отец за дочь, брат за сестру... . …в глазах родителей жгли детей, носили головы их на саблях и копьях; грудных младенцев, вырывали из рук матерей и, разбивали о камни.… В общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. … Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; … пили из потиров;… на иконах играли в кости;… в ризах (священнических одеждах) плясали блудницы. Иноков и священников палили огнем… отшельников. Схимников заставляли петь срамные песни, а безмолвствующих убивали. Видя сию неслыханную злобу, ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостью?"
Выход из этой ситуации русские нашли в глубоком "с кровью и потом" покаянном молитвенном стоне пред Заступницей Усердной. Казанский образ стал духовным щитом, с которым шли ополченцы спасать и свою душу, и Россию.
4 ноября произошел перелом в настроении народа, который объединился в борьбе с захватчиками, забыв распри и разногласия.
Поэтому этот день праздновался раньше, как день народного единства, которое было жизненно необходимо для спасения России в Смутное время, и празднуется в наше время, когда единство также является ключевым моментом возрождения нашего государства.
На протяжении всей российской истории Казанская икона являлась святыней, перед которой народ и его вожди просили помощи Божией и заступничества Пречистой Его Матери в тяжелых обстоятельствах.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.
В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что, несомненно, добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.
История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
Множество списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.
В наших Святых Горах также есть древняя церковь, посвященная Казанской иконе Пресвятой Богородицы. История её возникновения тесно связана с чудесным явлением нашей чтимой чудотворной иконы Божией Матери « Одигитрия», ныне находящейся в Святогорском монастыре. Храм Казанской Божией Матери освящен в 1765г. после расширения часовни, бывшей ранее на склоне Тимофеевой горки. Год основания прежде бывшей на месте церкви часовни неизвестен. Однако во время ремонта церкви в 2000-2004гг. было обнаружено, что колокольня храма и сруб до его середины представляет позднюю пристройку к центральной части церкви. Это подтверждает сведения прот. Александра Балыш о первоначальном нахождении на месте храма часовни. На вершине Тимофеевой горки расположена Покровская часовня, которая отмечает место молитвы блаженного Тимофея Святогорского. Таким образом, все святыни поселка преимущественно располагались ранее, да и теперь, на двух святых местах: Святой (Синичьей) горе и Тимофеевой горке, поэтому поселок и получил наименование Святые Горы.
Главная святыня Казанской церкви - чудотворная местночтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Первоначально, в 19 веке, икона находилась в деревне Чухны, расположенной неподалеку от поселка. Затем жители деревни передали икону храму. Каждый год в летнее празднование Казанской Божией Матери икона крестным ходом приносилась из храма в деревню и обратно. По свидетельству местных жителей д. Чухны, существовал местный благочестивый обычай, согласно которому, нести чудотворный образ Казанской Божией Матери в крестном ходе могли только девицы.
Известно, что в 1922г. произошло чудесное знамение от Казанской иконы, пребывающей в Казанской церкви Пушкинских Гор. В храм вошел безбожник, который стал хулить Господа, Матерь Божию, а затем, подойдя к Казанской иконе, ударил острым предметом образ. Кощунника постигла кара Божия, и он тут же упал замертво.
С этого момента, по-видимому, и начинается особенное почитание этого местночтимого святого образа, так как известно, что образ не имел ризы, а после этого события ризу изготовили.
В годы Великой Отечественной Войны настоятелем храма был иеромонах Иоасаф, который был до этого помощником эконома Киево-Печерской Лавры. Отец Иоасаф помогал партизанам, молился о победе наших войск над фашистами. Сам день освобождения пришелся на великий церковный праздник- День апп. Петра и Павла. В храме была служба, а вокруг гремели взрывы. Все прихожане молились о победе наших войск. Отец Иоасаф призвал народ обратиться к Божией Матери, и все молились: «Пресвятая Богородица спаси нас». При освобождении никто из прихожан не пострадал, была пробита осколком икона Божией Матери «Троеручица» в алтаре храма. После освобождения поселка, как свидетельствуют Г.А. Бакусов, П.М. Киманов , А. М. Савыгин, партийные руководители обратились к священнику за материальной помощью. Тот передал большую сумму денег на восстановление жизни в поселке.
В советский период Казанская церковь была единственным духовным центром поселка. Святогорский монастырь был закрыт, Пятницкая и Никольская церкви в ограде обители разрушены. Благодаря мудрости и опыту настоятелей храма прот. Серафима Молчанова, иером. Агафангела, прот. Александра Балыш в этот период храм не был закрыт и сохранил в своих стенах святыни Святогорского монастыря. В 1992г. при открытии обители в нее из Казанской церкви были переданы чудотворные иконы: «Одигитрия» , «Феодоровская», а также еще 32 иконы, Евангелия, Кресты и другие необходимые в богослужении предметы.
Почитание Пресвятой Богородицы настолько древнее, настолько массовое и настолько тесно связано с историей России, что для современного человека оно порой сливается с русской культурой и жизнью. Основой Её почитания является факт Боговоплощения, ведь Пресвятая стала Матерью нашего Господа Иисуса Христа, искупившего нас от рабства диаволу, даровавшего нам свободу и победу над смертью.
В последнее время, особенно активно ведут свою деятельность, в том числе в нашем районе, различные протестантские конгломерации, сектанты, зачастую имеющие руководящие центры и финансирование из-за рубежа. Стоит отметить, что все они не почитают Матерь Божию, а часто и Господа, поэтому их утверждения: «Мы тоже христиане,»- не соответствуют действительности, и, обращаясь к ним, человек не получит духовной пользы. Святитель Илия Минятий в своем Похвальном слове в честь Богородицы (на дни Успенского поста) говорит: «…Кто не чтит и не уважает своей матери, тот недостоин названия человека; кто не чтит Матерь Божию и не благоговеет перед Ней, недостоин имени христианина».
Дорогие жители Святых Гор, будем помнить, что восстановление добрых отношений в современном обществе зависит от нас, от наших поступков, действий. И, если мы будем помнить об окружающих нас людях, природе и во взаимодействии с внешним миром руководствоваться совестью, с нами и нашей землей пребудет благодать и помощь Божия. В противном случае, совершая преступление против заповеди Божией, мы становимся причиной погибели своей души и вводим зло в окружающий мир.
Последуем примеру наших предков, которые обратились к Матери Божией в трудный момент и получили исполнение своих прошений и победу над страшным врагом.
С днем Казанской иконы Божией Матери - престольным праздником Казанской церкви!
С днем народного единства!
|
Последнее обновление ( 27:10:2009 г. )
|
|
|
Наша группа в ВК |
|
|