Из истории храма arrow Статьи arrow Страницы истории Святогорского монастыря arrow Реставрация иконостаса Успенского собора Святогорского монастыря Псковской епархии в 1779 году
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 

Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.

Реставрация иконостаса Успенского собора Святогорского монастыря Псковской епархии в 1779 году

Печать
09:12:2011 г.
«Дело по указу коллегии об отпуске денежных средств на устройство иконостаса и каменных ворот в Успенской соборной церкви Святогорского монастыря», находящееся в Государственном архиве Псковской области освещает историю благоукрашения нашей Успенской обители.


Причины устройства нового иконостаса в главном храме обители отражены игуменом Вениамином в доношении в Псковскую Духовную Консисторию ( далее по тексту- ПДК) -это ветхость иконостаса. Но, братии в тот момент причиняла неудобство еще одна проблема- разрушение ворот обители.
Приведем часть текста доношения игумена Вениамина, ведь этот документ не опубликован, но имеет значение для истории обители:
« В духовную святейшего правительствующего синода члена преосвященного Иннокентия архиепископа Псковского и Рижского консисторию.
Святогорского монастыря от игумена Вениамина з братиею.
доношение
 Во объявленном святогорском монастыре в соборной Успенской церкви помногопрошедшему времени иконостас со святыми образами пришел в крайнюю ветхость, так что на святых образах краска потемнела, и во многих местах и ликов образов тех не видно, и по резьбе позолота вся почернела, и грунт осыпался, и та резьба во многих местах попортилась. В церкви внутри и снаружи******* монастыря от двух каменных ворот (: коя с приездов состоят :) обмазка во многих местах опала и осыпалась и яз оных ворот одни с восточной стороны я совсем упали. И следует нам иконостас со святыми образами исправить, так и каменные строения внутри и снаружи соборноя церкви. И ворота вновь устроить и все обмазать и облить понастоящему. А то без деланных оных монастырь стал открытой и днем и ночью всякий народ входить может, отчего и опасно нам и шедшим в церкви быть. Небеззнатноя и совсем в немалой цене ризница церковная. А кольми паче на чудотворноя и тыя Божьей Матери образа дорогих риз и каменье и церковной утвари. От воровских людей похищенья и настоятелю с братиею и жительствовать опасно. Почему и з братиею почел за нужное о том представить покаманде своей в консисторию, что впредь з*** дабы нам не понести неповинного налога ***, и напрасного ответу. Завышеписанное исправление попоследним. (: Тыя художники и мастеровыя люди договора требуют. Именно, чтоб святыя образа написанием поновить, резьбу поправить. Явно весь иконостас против прежняго вызолотить, а в пристроенных местах посеребрить по обширности онаго. Четыре сот пятидесяти рублей. А нам етое строение снутри и снаружи церкви и с приезду обмазать и обелить.....» Нераборчиво, так как документ черновой, но можно понять, что в тексте идут рассуждения о цене работ. А затем вывод, что починку монастыря, на выдаваемые по штатному расписанию деньги осуществить невозможно. В конце документа игумен предлагает сотрудникам ПДК связаться с экономической коллегией для просьбы об отпуске средств на поновление иконостаса и ремонт в обители. Внизу документа дата: «1779» и черновые расчеты денежных сумм на ремонт.
 Рассмотренный документ представляет собой черновик, чистовой вариант может находиться в фонде Псковской Духовной Консистории ГАПО. Следующий рассматриваемый архивный документ позволяет уточнить дату реакции ПДК на доношение игумена с братией. Доношение ПДК в контору духовного звания Государственной коллегии датировано «...13 декабря 1779-го году...».[22, л.3] В этом доношении фигурировала сумма на восстановление иконостаса и ворот обители — 497 рублей.[2, л.3]
Доношение ПДК в контору духовного звания Государственной коллегии датировано «...13 декабря 1779-го году...».[2, л.3] В этом доношении фигурировала сумма на восстановление иконостаса и ворот обители — 497 рублей,которую «...требовала...»ПДК.[2, л.3] В то время, а именно в 1793г., Святогорская обитель закупала различные продукты и предметы хозяйства. Так, 3 четверти ржи (629, 73 л.- 440,8 кг) стоили в нашей местности 15 рублей( 0.0113 руб./кг)[3, л.6], а сани- 1.3 руб, дрожки -1 руб. 10 фунтов(40,9 кг.) говядины стоили 0.3 руб.[3, л.3 об.], штоф (1,23л.) водки -1,6 руб.,а ведро( 12,295л) вина- 23 руб. [3, л.5]. Указанные цены позволяют нам примерно оценить размер и стоимость работ по реставрации иконостаса и ворот обители, сравнив расценки с современными.

Очень быстро, даже по современным меркам, был получен ответ ПДК на это доношение игумена. Указ архиепископа Псковского Иннокентия по этому поводу был подписан « ...генваря 28 дня 1780 -го году...».[2, л.4] В указе отмечено, что «...генваря 25-го дня 1780 году...» ПДК получила доношение « ...госудаственной коллегии духовного звания конторы...», где было сказано: «...По Ея Императорского Величества указу, в конторе доношения определено; в оную Псковского наместничества казенную палату послать(: не послано:) сообщение, коям требовано. да в оноя ******, позасвидетельствованию его преосвященства навозобновление имеющихся в оном Святогорском монастыре починок, требуемую сумму; всего четыре ста девяносто семь рублей из всех имеющихся в оноя палате ****** збору денег, по доверенности от его преосвященства в консисторию отпустить. И отдать оноя кому поверено будет с роспискою. И тем указом велено по принятии оноя суммы стараться те починки исправлять самою прочною работою, наблюдая при том чтоб при заплате за материалы денег передачи небыло, и по исправлении всего прислать обстоятельную ведомость. И по указу Ея Императорскаго Величества во псковскоя духовноя консистория определено: воную псковскаго Наместничества Казенную палату сообщить (: несообщено :) и в Консисторию писмянно, становым требованием, дабы оная казенная полата *********** означенную сумму четыре ста девяносто семь рублей, навозобновление вышепрописанных воном святогорском монастыре подоношению, в конисторию отпустить по доверенности от консисториии псковския тиунския палаты Благочинным священникам симеону дмитриеву, и иоанну алексееву, от которых в прием тех денег квитанцию оноя казенная палаты получить и иметь, повыданию означенных денег засилу указов консисторию уведомить письмянно. И отсим для ведома и вам святогорского монастыря Игумену вениамину з братиею послать. И из консистории сея указ, с тем чтоб вы, для получения и отвозу тоя суммы, в поназванной святогорской монастырь, прислали в консисторию нарочнаго, а в росход бы оноя суммы без вуказу Консистории неупоребляли;
И святогорсккго монастыря Игумену вениамину з братиею учинить о том посему Ея Императорскаго Величества указу, генваря «28»-го дня 1780-го году. - Иоанн Протопоп Троицкий» [2, л.4]
Из приведенного текста видно, что почтовое сообщение того времени, государственные учреждения, духовная консистория довольно быстро работали, рассматривая и пересылая документы. И если нам неизвестна дата доношения игумена в ПДК, то срок письменного сношения ПДК с московским учреждением, включая рассмотрение, подготовку, Высочайшего указа, дальнейший «спуск» его по инстанциям вниз составит короткий период с 13 декабря 1799 года по 25 января 1780. Причем ответ игумену ПДК подготовила уже через два дня - 28 января 1780 года. При нынешнем развитии техники срок ответа госучреждения на письменное обращение установленный действующим законодательством составляет один месяц, и это без учета времени пересылки почтой. Одно рассмотрение качества и скорости работы госучреждений царской России синодального периода внушает уважение. Отметим также строжайший контроль за расходованием государственных средств. В указе консистории и в указе ПДК прописан порядок выдачи, получения, расходования и отчета о доставке и расходовании государственных средств, выделенных за кратчайший срок на благое дело- восстановление иконостаса и ворот монашеской обители. В одном документе прописаны все детали, так, что читающим указ лицам, его исполнителям и контролерам сразу ясно каким образом следует проводить работы и отчитываться об их проведении и освоении выделенной суммы. Кроме того, все последующие документы консистории и игумена, содержащиеся в деле [2] обязательно содержат цитаты Высочайшего указа, которые говорят о порядке получения и использования казенных денег, а сами указы консистории и рапорты игумена подтверждают строгое исполнение Высочайшего указа. Для современной России это недостижимый уровень качества работы государственного организма.
Согласно рапорту игумена Вениамина указ ПДК был им получен, и в неуказанный день апреля 1780г. он рапортовал в консисторию о получении его и писал «...а ныне в оном монастыре живописные мастера города духовщины жители данила екимов сын рубцов, и яков афанасьев явились, и помянутый церкви иконостас контрактом исправить обязались ценою за четыреста пятьдесят рублев. Почему и потребно им ныне выдать на покупку золота и серебра и протчих материалов денег двести рублев. Того ради духовной консистории сим репортом почтенно представляю, и соизволит ли консистория приказать означенные деньги двести рублев, показанным мастерам выдать, и впредь когда потребно будет означенную сумму в расход употреблять, об оном прошу определить указом, означенная принятая сумма храниться в оном святогорском монастыре в казенной церьковной полате под присмотром того монастыря казначея иеромонаха софония и иеродиакона симона, и еще продавца монастырского штатного служителя федора кондратьева. апреля дня 1780г. Святогорского монастыря игумен Вениамин з братиею». [2, л.5]
Данный указ проливает свет на ранее неизвестные нам имена мастеров поновлявших иконостас. Теперь известно, что это жители г. Духовщина Даниил Екимов и Яков Афанасьев. Их имена теперь можно вписать в монастырский синодик для поминовения.
Как видно из следующего указа ПДК №474 полученного монастырем 17 апреля 1780года, данный рапорт был получен консисторией 7 апреля и своим указом консистория определила выдать мастерам необходимую сумму: «...благоволит консистория приказать означенные деньги двести рублей показанным мастерам выдать, и впредь когда потребно будет означенную сумму в расход употреблять...»[2, л.6 об.] Данный указ написал «... апреля «8»-го дня «1780»-го года. Иосиф Архимандрит монастыря Псково-Печерского.» [2, л.7]
Интересно отметить, что архимандрит употребляет форму «рублей», даже цитируя игумена Вениамина , в то время, как святогорский игумен употребляет форму слова -«рублев».
Следующий документ в рассматриваемом деле- это контракт мастеров из города Духовщины Даниила Екимова, сына Рубцова и Якова Афанасьева на восстановление иконостаса Успенской церкви Святогорского монастыря. Документ плохо сохранился и был предоставлен архивом в копии, как и все дело. Поэтому вся информация из него недоступна. Но некоторые подробности, имеющие значение для восстановления вида прежнего иконостаса можно почерпнуть из данного контракта.
В частности в контракте указано: « ...подрядились мы в оном святогорском монастыре в Успенской церкви прежний иконостас взалотить золотом двойником первого номера...». [22, л. 8] Далее: « Красками где прилично ******** святыя образа и верхнее распятие с предстоящими возобновить; свету на молитвенные образа взолотить червонным золотом; а на праздичныя образа тая доверха взолотить променом(: как в мирожском монастыре:)...», «... и покрыть местные образа и спасителев что над царскими дверьми лаком самым хорошим...» [2, л. 8].
Еще один контракт, содержащийся в деле, подписанный « «1780» года Апреля «30»-го дня...» и также мало сохранившийся позволяет установить имя еще одного мастера, принимавшего участие в восстановлении иконостаса. Это «...города торопца мещанин Федор Иванов, сын Грибовский...», который «...подрядился в оном монастыре соборной Успенской церкви имеющияся царские двери **** устроить резьбою таковой, каковой ена представлена рисунком...»[2, л. 9]. Ниже в документе приводятся записи о выдаче средств мастеру по датам. Сам рисунок царских врат представлен на последнем листе дела и приводится в приложении. [2, л.10]
Итак «Дело по указу коллегии об отпуске денежных средств на устройство иконостаса и каменных ворот в Успенской соборной церкви Святогорского монастыря» дает нам следующую новую полезную информацию об устройстве иконостаса обители:
Иконостас пришел в ветхость и его восстановление финансировалось из государственной казны со строгим контролем расходования средств.
В реставрации иконостаса принимали участие живописные мастера из города Духовщины ( Смоленская губ., город с 1777г) Данила Екимов и Яков Афанасьев.
Украшал резьбой Царские врата Успенской церкви Святогорского монастыря в 1780 году мещанин из г. Торопца Федор Иванов.
Иконостас собора золотился « золотом двойником первого номера». Иконы золотились «червонным золотом», поновлялись красками и покрывались «лаком хорошим».
Иконостас венчался распятием с предстоящими. Над Царскими вратами был образ спасителя. Некоторые работы выполнялись по образцу иконостаса Мирожского монастыря.
Общая сумма работ и расходов в связи с их проведением составляла согласно реестру 492, 75 руб [2, л. 11]
Установление новых фактов касающихся реставрации иконостаса Успенского собора, приведенных в данной статье дополняет известную нам историю обители, позволяет организовать молитвенное поминовение мастеров.

Источники и литература:
1. Иоанн, игумен., Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии, 1899
2. Дело по указу коллегии об отпуске денежных средств на устройство иконостаса и каменных ворот в Успенской соборной церкви Святогорского монастыря //ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 6 Неопубл.
3. Книга прихода и расхода денежных сумм за 1793 год // ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 35 Неопубл.

Прот. Михаил Иванов, настоятель Казанской церкви Пушкинских Гор 09.12.2011г.  

Опубликовано в сокращении в газете Пушкинский край 10 февраля 2012г.


Эскиз Царских врат соборного Успенского храма Святогорского монастыря
Эскиз Царских врат соборного Успенского храма Святогорского монастыря 1779-1780гг
 

Последнее обновление ( 07:03:2012 г. )
 

Добавить комментарий

При добавлении комментариев следует руководствоваться правилами приличия. Недопустимо сквернословие.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Защитный код
Обновить

« Из истории Святогорского монастыря. Святогорский монастырь и Отечественная война 1812г.

 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

За установку КРЕСТА на въезде в Пушкинские Горы? ( Крест – хранитель всей вселенной)

Кто на сайте?
Случайное изображение
RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

 
 
 
 
0.2135