Пасха Христова
Дорогие Пушкиногорцы, приближается праздник Воскресения Христова. В преддверии сего святого дня я хотел бы поздравить вас с этим великим событием, при этом, отметив ряд важных моментов празднования.
Не секрет, что сегодня многие люди стремятся отметить этот святой день, выражая свои чувства различными способами. Традиционно зажгутся во всех окрестностях поселка костры, будут шуметь праздничные застолья. Обычным делом для современного человека в пасхальную ночь и последующие дни Светлой седмицы является и злоупотребление алкоголем, посещение кладбищ.
Не сомневаюсь, что многие, отмечая Пасху Христову таким образом, руководствуются лучшими побуждениями, сложившимися привычками и обычаями, при этом лишь малому количеству людей известно, чему радуется и что празднует Церковь Христова и Её верные чада.
Суть нашей веры, суть праздника указывает на духовный характер Пасхальной радости. Посмотрим на само название светлого дня – Пасха Христова, Воскресение Христово. Итак, Христос Воскрес, но какая польза, какая радость нам в этом событии?
Дело в том, что грехопадение наших прародителей – Адама и Евы – привнесло в человеческую природу новые качества, которые знакомы нам всем. Это тленность, смертность, страстность. Термин тленность означает распад, что в приложении к человеческому телу означает процессы распада, обмена, болезни, происходящие в нем, а в приложении к человеческой воле и разуму – в противоречивости, расстройстве. Смертность нам также всем знакома, она как раз является развитием тленности в человеке. Однако смерть человека начинается с его отпадения от Бога и нравственной деградации как следствия этого отпадения. Это состояние очень опасно: зачастую потеряв высшую цель в жизни, ощущение полноты жизни, которое может быть лишь в Боге, человек пытается добиться ощущения счастья с помощью химических препаратов, алкоголя, становится подвержен психическим расстройствам... Здесь, в этих поступках и состояниях, хорошо видно, что воля человека, поражена страстностью – влечением ко греху, пороку, наслаждениям. Все это имеет отношение непосредственно к нам всем, ибо как пишет свт. Филарет (Дроздов) «...Не одни первые люди умерли, но все умирают, потому что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, происходит зараженное грехом и потому смертное потомство.»
Но самое страшное в том, что в падшем состоянии человек практически не может противиться греху. Вот что пишет апостол Павел: «...Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7, 14, 19). Это мы часто наблюдаем и в себе, и в окружающем мире.
И вот, приходит на землю Господь для того, чтобы спасти человека от смерти, тленности, фактически от рабства диаволу во всех его проявлениях. Воплотившись, Господь воспринимает человеческую природу для того, чтобы восстановить разлад в ней, привести в гармонию все человеческие силы, волю, исцелить человека. Наконец, чтобы уничтожить саму смерть! Наш Господь Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный человек в одном Лице. Он умирает на Кресте и сходит душею во ад для того, чтобы освободить падшее человечество. И ад не смог удержать в своих узах Бога – он был уничтожен смертью Христовой, сошествием в область мрака Сына Божия, ведь там, где сияет Божественный Свет, нет места мраку, смерти и аду.
Некоторые говорят: « Как же Христос победил смерть и ад, если все это мы ежечасно наблюдаем вокруг?» Но теперь, как хорошо сказал свт. Николай Сербскиий, «... для всех исполненных любви к прекрасному и человеколюбивому Господу гроб стал просто последнею преградой, преступив кою они окажутся в присутствии Божием, - и преградой тонкою, как паутина. Потому славный апостол Павел восклицает: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп.1:21). Как же Господь не победил смерти, если смерть более и не видна из-за Него? Гроб не глубокая пропасть более, ибо Господь исполнил его Собою; гроб не мрачен более, ибо Господь осветил его; гроб не страшен и не ужасен более, ибо означает не конец жизни, но начало; и гроб не вечное наше отечество более, но лишь врата отечества сего....». Об этом ликует Церковь : «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Теперь от человека, от его желания, от его выбора зависит его вечная участь. Святитель Иоанн Златоуст в пасхальном своем слове призывает всех в этот святой день к таинству Причащения, которое совершается в храмах этой святой ночью: « Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!». Тело и Кровь Спасителя, благоговейно принимаемые верующими делают их причастными Его Божества, а значит нетленными и бессмертными. Святитель Николай ( Велимирович) говорит о плодах победы Христовой над смертью: « Сия беззлобная победа спасает людей от всех зол и делает их бессмертными - делает их бессмертными и безгрешными. Ибо бессмертие без безгрешности означало бы только продление века злу, продление века злорадству и злобе. А бессмертие вкупе с безгрешностью рождает неомраченную радость и делает людей братиями пресветлых ангелов Божиих».
Дорогие братья и сестры, и костры, и застолья в Пасху несомненно отражают некоторый праздник в сознании современного человека, но все это земное смертное и тленное, человек же рожден для небесного нетленного и бессмертного. Пасхальный праздник из-за злоупотреблений, пресыщения и пьянства превращается в жизни некоторых не в радостное событие, а в обычный день, один из многих, когда совершаются т.н. «празднования», которые в итоге приносят пустоту и страдания человеку. Посещения могил на Светлой седмице также не в православной традиции, так как первая заупокойная служба совершается лишь в Радоницу – 13 апреля. Дорогие, не скажем в этот день: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15, 32), как говорит апостол о людях стремящихся к плотскому, земному, но придем в Пасху в храмы Божии, чтобы освятиться, чтобы соединиться со Христом, приняв Его Пречистое Тело и Кровь в этот святой день, ибо Он есть Новая Пасха, Жертва Живая.
Желающим принять Святые Тайны в Пасхальную ночь необходимо ничего не вкушать с 18-00, прочитать обычное Правило ко Причащению, очистить совесть на исповеди ( в нашем храме в 22-30 в Великую Субботу), а главное, не иметь ни с кем конфликтов и простить обиды. Если мы поспешим в этот день навстречу Христу, и проведем Воскресную ночь с Ним, то непременно Господь даст нам ощутить радость Своего Славного Воскресения, которая будет освящать наш жизненный путь весь предстоящий год!
Христос воскресе! Светлого Христова Воскресения вам!
Свящ. Михаил Иванов, настоятель Казанской церкви Пушкинских Гор
К сожалению, предыдущая статья свящ. Михаила Иванова о Великом посте по техническим причинам не может быть опубликована, смотрите полный вариант статьи на сайте Казанской церкви: http://pushgory.net/content/view/167/2/ |