Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 

Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.

Монастырская ограда

Печать
09:07:2013 г.
 Монастырская ограда связана с понятиями спасения, изолированности от греха. Ограда монашеской обители - подобие райской ограды, выйдя за которую, человек лишился благодати Божией. Приходящему в Святогрский монастырь сегодня, не минуть каменных монастырских ворот и ограды, которою обнесена обитель. Не раз мне приходилось слышать мало прадивые истории экскурсоводов, повествующих туристам о постройке ограды нашего монастыря. Чаще всего упоминалась дата постройки ограды, её оборонительное значение, говорилось, что ограду построили монахи. Ни слова о духовной символике ограждения никогда не говорилось. Особенно странным для меня было слышать, что монахи строили ограду. Размышляя над этим, я представлял себе монахов, которые, поднимают тяжелые камни на стену, а оглядывая само грандиозное сооружение, мне было неясно сколько-же лет монашествуюшие провели за этим занятием, ибо ограда была велика. Совсем недавно мои детские вопросы, касающиеся постройки ограды, разрешились в ходе изучения документов Святогорского монастыря, находящихся в Государственном архиве Псковской области.

Это массивное сооружение 18 сентября 1794 года подрядились устроить крестьяне Степан Савельев и Степан Иванов из д. Лябино Новоржевского уезда, вотчины Михаила Патровича Ефросимова. По поводу устройства ими ограды ими подписан контракт с игуменом Моисеем, содержащийся в деле №31, оп. 1,ф. 328 ГАПО[1], где отмечено: «... подрядились мы в оном Святогорском монастыре вокруг онаго монастыря из готоваго дикого каменья устроить ограды пятьдесят один сажень; во первых нафундаменте рвы выкопать на пол аршина стену в шириною сниза в два аршина с половиной а свершить в аршин камне все перестилать медвежьим мхом и песком, и всю вышеписанную ограду укрыть дерном; а за оную нашу работу получить от каждаго сажня по четыре рубля по пятидесят копеек: квартира и дрова чтоб были монастырские а более нам от монастыря ничего не не требовать...»[1, л.78]. На поле запись: «Вышиною всажень, верно». Ниже контракта приписано: « По обе стороны башни по сему контракту устроено ограды, 51 сажень уплачено денег за каждой по 4р. 50 коп. а всего--- 229 р. 50 коп....»[1, л.78].

Одна сажень- это 2,1336 м., а один аршин — 71,21 см. [2, с. 413]. Таким образом, в системе СИ получим следующие геометрические размеры ограды и объемы работ:


высота (глубина),м

длина, м

ширина низ,м

ширина верх, м

объём,м. куб

Примерная соврем. стоимость, руб

разработка грунта ручная

0.356

108,8

1,42

-

55,17

30343.5

кладка каменная

2, 488

108, 8

1.42

71,2

259,23

414768

      Данная таблица позволяет примерно оценить трудоемкость и объём работ по устройству части монастырской ограды и сравнить с современной стоимостью аналогичных работ. Чтобы понять насколько соответствовала затраченным усилиям оплата обителью крестьянского труда, можно обратиться к расходным монастырским документам за это же время. Книга прихода и расхода денежных сумм за 1793 год [3] позволяет оценить стоимость некоторых товаров в 1793 году в Псковском уезде. Итак в 1793 году Святогорская обитель закупала некоторые необходимые продукты и тратила следующие денежные суммы:

      продукт

      количество

      уплачено, руб

      стоимость, руб

      № листа дела №35 ф. 328, оп.1, ГАПО

      рожь

      3 четверти

      (629, 73 л.-440,8 кг)

      15

      0.0113 руб./кг.

      6

      гвозди однотесные

      2000 шт

      6

      -

      5

      цыновки

      3

      1,5

      0,5

      5

      мешки рядные

      5

      1

      0,2

      5

      ведра

      2

      0.4

      0.2

      4

      осетер просоленый

      1пуд,12 фунтов-21,288кг.

      5

      0.235 руб/кг.

      4

      сани розвальни

      1

      1,3

      1,3

      3 об.

      дрожки

      5

      5

      1

      3 об.

      лапти

      3

      0,12

      0.04

      3 об.

      говядина

      10 фунтов(40,9 кг.)

      0,30

      0,00735руб./кг.

      3 об.

      вино

      ведро( 12,295л)

      3

      0,244 руб./л.

      5

      водка

      штоф (1,23л.)

      1,60

      1,3 руб./л.

      5

      Таким образом, каждый крестьянин, строивший часть каменной ограды монастыря получил по 114,75 рублей и мог купить на эти деньги примерно по 5 тонн ржи и 7, 86 тонн говядины. Мы не учитываем расходы крестьян на проведение работ, но все же можно предположить, что они получили нормальную оплату.

      Интересно, что первоначально консистория указом от 19 мая 1792 года повелела восстанавливать деревяннную ограду[1, л.61]. Игумен Моисей пишет в своем рапорте в ПДК: «Прошлаго 1792-го года мая, 19-го дня присланным из оной духовной его преосвященства консистории указом велено в оном Святогорском монастыре попредставленному от нас плану и сметы строить вокруг онаго монастыря новую деревяннную ограду равно и на Святую гору крылец и по окончании всего онаго строения вооную консисторию репортвать...»[1, л. 67] Начав постройку ограды в 1793 году, игумен уже по факту рапортует в консисторию, что ограда строится не деревянная, а каменная: «... по здешнему месту дерева дорогие и вовсе достать оных неможно, то по совету некоторых знатных лиц, как имеется вблизи вокруг онаго монастыря множество дикаго каменья котораго приготови прошедшую зиму 114 сажень, и с котораго устроено ограды в ненешнее лето в двух местах нача по обеим сторонам от святых ворот 137 сажень за которое каменье и мастеровым людям из свечной суммы и с протчих монастырских доходов и денги уже уплачены; а за что имянно и по сколько о том прилагается присем ведомость:/ а к будущему 795 году через сию наступающую зиму намерены и еще запасать такова каменья и проводить ограду следующие части;/ ворота устроены быть имеют из кирпичей новые на что уже и приготовлено зженаго кирпича 20000: крылец на гору устроен на время деревянной посредственной, а о хорошем имеем сумнение какой делать деревянный ли или каменный деревянной крылец должен быть с кровлею и дорогова будет стоить, а прочности в том непредвидится...»[1, л. 67].

      Итак, игумен по совету знатных лиц, без разрешения консистории начал строительство каменной ограды, мотивировав свой поступок, дороговизной дерева и недолговечностью построек из него, а также наличием камня в округе и дешевизной его. Игумен Моисей по-видимому пользовался благоволением правящего архиерея Псковской епархии- преосвященного Иннокентия. Согласно «Ведомости учиненной Псковской епархией в третьеклассном Святогорском монастыре...»[4, л. 123об.- 124] Святогорскаго монастыря игумен Моисей был « ...был взят к его высокопреосвященству Иннокентию архиепископу духовником в санктпетербург и продолжал послушание три года с половиной...»[4, л. 124]. Отсюда усматривается и благоволение преосвященного Иннокентия к игумену.

        Необходимо учитывать, что крестьяне устроили лишь седьмую часть монастырской ограды и при производстве работ, как указано в контракте, пользовались готовым камнем, который предоставлял монастырь. Но сбор и доставка дикого камня также является трудоемкой работой, которой занимались крестьяне окрестных деревень. Монастырь принимал камень по цене 4 рубля/сажень[1, л. 82] так, что непонятно, как возможен перевод в СИ этого количества камня, ведь сажень — мера длины. Можно предположить, что эта сажень ограды, тогда с учетом известных размеров ограды имеем: 1 сажень ограды 4 м³ камня и весом порядка 7,5 тонн, а стоимостью в 2011 году в Пушкинских Горах около 20000 рублей. Собирая камень для ограды и построек монастырь заносил данные в особые учетные тетради [1, л. 55-57, 61]. Действительно, камень был из окрестных деревень, а в документах указаны даже имена крестьян собиравших камни для ограды. В связи с тем, что эта информация представляет интерес для краеведения и поминовения потрудившихся на благо обители, приведем список деревень где был собран камень для монастырской ограды и крестьян, выполнявших эту тяжелую работу для обители.

        имя работника ( работы в 1794 году)

        деревня

        количество камня, саж

        Захария Давыдов с соседями

        Бутево

        5

        Аникия Карпов

        Остахново

        2

        Федот Патрикеев

        Рахово

        2

        Кирилл Филиппов

        Подборье

        8

        Михаил Иванов

        Луговка

        7

        Терентий Васильев

        Бугрово

        5,5

        Кузьма Трофимов

        Березино

        2

        Моисей Иванов

        Кириллово

        4

        Осип Степанов

        та же

        11

        Иван Фомин

        Луговка

        2

        Андрей Андреев

        Клопы

        2

        Никита Трофимов

        Саблево

        5

        Амельян Миронлв

        Стеимаков

        5

        Антон Лазарев

        Сорокино

        8

        Тимофей Антипов

        Косцыгино

        1

        Василий Гаврилов

        Губино

        4,5

        Федор Осипов

        Сермалов

        1

        Никита Андреев

        Теляково

        2

        Иван Сидоров

        Поташево

        2

        Акилла Елизаров

        Корнево

        1

        Савелий Филиппов

        Мехово

        0.5

        Кузьма Гаврилов

        Михеево

        1

        Карп Ермолаев

        Осница

        3,5

        Филипп Минин

        Верюхино

        5

        Матфей Павлов

        Авдоши

        1

        Василий Емельянов

        Тюшкино

        2

        Стефан Трифонов

        Жарки

        4

        Антон Самуйлов

        Григорькино

        2

        Варфоломей Логинов

        Клаканово*

        3

        Лука Минин

        Гульнево

        2

        Яков Андреев

        Лабоз

        5

        Петр Афанасьев

        Лопатино

        2

        Иван Васильев

        Ракшино

        3

        Максим Андреев

        Тупицы

        1

        всего в 1794г. вывезено 114 саженей, на 456 рублей

        В 1797 г. для строительства фундаментов под кельи и строительства нового крыльца на Святую гору камень возили следующие крестьяне: Еремей Иванов из д. Пухово(2 сажени), Иван Трофимов из той-же деревни(1 сажень), Родион Логинов из Клаканова (1 сажень), Анкундин Терентьев из д. Меленки (1 сажень), Конон Патрикеев из Рахова (5,5 сажень), Евсей Леонов из д. Шелюпинка (3 сажени), Антон Лазырев из д. Жуки (3 сажени), Семен Анкиндинов из Кошкино (1,25 сажени), Филат из Бугрова (1 сажень).[1, л.82]

        Как утверждает Пушкинская эциклопедия «Михайловское», монастырскую ограду начали строить крестьяне Степан Савельев и Степан Иванов и сведений о других строителях в энциклопедии не имеется[5, с.284]. Однако эти работники, согласно контракту построили только 51 сажень ограды [1, л.78]. Одновременно с ними трудились и другие работники. Так. « в разные месяцы и числа сего 794-го года выдано подрятчику вотчины покойного графа потемкина даниловского уезда деревни Свечкина крестьянину Андрею Иванову с товарищам за устроение новоя каменноя ограды за тритцать пять сажен закаждоя по 6 рублей итого двесте десять рублей...»,- сообщает тетрадь учета денежных средств на постройку ограды. Двадцать сажен ограды построил крестьянин д. Ракшино Осип Иванов с товарищами. Здесь за сажень ограды уплатили по 4 рубля.

        Всего в 1794 году было устроено 137 саженей ограды за устройство этого участка уплачено 690 рублей, а со стоимостью камня- 1146 рублей. Крестьянин Степан Савельев, помимо упоминавшихся 51 сажени, в этом же году получил расчет еще за 31 сажень и уже по повышенной расценке, по 5,5 руб/сажень. [1, л. 57, 57об.] В работах использовался кирпич, причем изготовление сырого кирпича обходилось обители в 1,5 рубля за тысячу. Было изготовлено 20000 кирпича- сырца. В 1795 году кирпичником Захарием Давыдовым из деревни Бушево ( сейчас Буши) была устроена печь для обжига кирпича и налажен его обжиг. За устройство печи он получил 4 рубля, а за обжиг 180000 кирпичей 9 рублей. Доставка этого кирпича в монастырь также стоила 9 рублей. В итоге на месте тысяча кирпича стоила уже 2,66 рубля. Плотницкие работы в обители выполнял Терентий Васильев из д. Бугрово.

        В 1795 году на строительство монастырь потратил 1948,9 руб. Было построено 63 сажени ограды, ворота и келлии. [1, л. 58]

        В 1796 году в обители были построены каменные ворота и построена « ...последняя ограда что вниз поболоту которая кладена из дерна за 34 сажня за каждой по 8 рублей...». Общая сумма расходов на строительство составила в этом году 446,2 руб. Всего за три года освоено 3549,1 рублей. [1, л. 58об.]

        Как видно из архивных документов насельники обители не выполняли никаких строительных работ. Все работы осуществлялись монастырем по «контрактам» или устным договорам со сторонними работниками за деньги. Прежде всего это связано с малочисленностью проживающих в обители людей. Как мы видим из специальной ведомости «Учиненной Псковской Епархии в третьеклассно Святогорском монастыре, кто имеется ныне кроме настоятеля монашествующих и каких качеств за сей «1801-й» год», кроме настоятеля в обители 1 монашествующий. Сведения об игумене Моисее подробно приводит игумен Иоанн (Мазь) в своем «Описании...»[6,с. 108]. Приведем сведения о других насельниках обители.

        В должности казначея священник Иван Петров 71 год, из великороссиян из монастырских служительских детей, белец. В 1764 году определен был в Ильинский погост Опочецкого уезда к Ильинской церкви... В 1777 году переведен в пригорода Воронич к Воскресенской церкви. А в 1795 году 18 апреля по прошению направлен в Святогорский монастырь. Оштрафован не был и дел до него не касалось. В графе о способности к послушанием и состоянии о нем помечено: « Состояния хорошего и впредь к послушаниям способен.» [1, л. 125].

        Вдовый священник Давид Григорьев 66 лет от роду, из великороссиян, белец в 1764 году определен был Псковского уезда в Руцкой погост к Николаевской церкви во диакона. В 1767 году 5 января произведен в Островский уезд, в Гривского погоста к Спасской церкви во священника. А в 1797 году 16 октября определен по прошению в Святогорский монастырь. Дел до него не имелось. Состояния хорошего, но впредь за старостию не способен на служение. [там же]

        Вдовый диакон Гаврила Михайлов 71 года, из великороссиян, дьяческий сын, белец. В 1759 году определен был в пригород Воронич к Егорьевской церквиво диакона. Потом в 1764 году переведен был в Мирожский монастырь. А в 1786 году принят в Святогорский монастырь. Дел до него не касалось. Состояния хорошего, но впредь за старостию не способен на служение.[там же]

        Вдовый диакон Василий Васильев, 40 лет, из великороссиян, белец. В 1798 году определен Псковского уезда в Чирский погост к Успенской церкви во диакона, а в 1801 году по прошению принят в Святогорский монастырь. Хорошаго состояния и впредь годится на послушание службы церковныя.[там же]

Также в штате обители были вдовый пономарь 71 года, послушник монах Агафоний 40 лет и послушник Кирилл Стефанов из холостых, 50 лет.[2, л. 125]. На них ведомость оканчивается. Фактически, помимо игумена в обители есть сорокалетний диакон, один монах также сорока лет и послушник пятидесяти лет. Остальные насельники немощные. Помимо них был еще небольшой штат ( около десяти [1, л.10] ) служителей, обслуживающих хозяйство и храмы монастыря. Так что остается удивляться способностям отца игумена подъявшаго колоссальный труд по организации работ по устройству каменной лестницы, ворот, келлий и ограды в обители в короткий срок.

Протоиерей Михаил Иванов, настоятель Казанской церкви Пушкинских Гор
________________________________________

Статья также размещена по адресу: http://pushgory.net/content/view/253/36/

      1. Переписка настоятеля монастыря с Псковской духовной консисторией о приходе и расходе денежных сумм, о восстановлении Воскресенской церкви и других постройках за 1789-1809 годы// ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 31 Неопубл.

    2. Н. С. Новиков Летопись сельца Михайловского...// Духовный труженик: Сборник статей, СПб.,1999

  1. Книга прихода и расхода денежных сумм за 1793 год // ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 35 Неопубл.

  2. Журнал приказов ПДК и рапортов настоятеля монастыря в консисторию за 1782- 1799 годы // ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 12 Неопубл.

  3. Пушкинская энциклопедия "Михайловское": В 3 т./Т.1 -с. Михайловское- М., 2003.

  4. Иоанн, игумен., Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии, 1899

*Название Клаканово теперь звучит как Колоканово. Интересно изменение смысловой нагрузки в названии существующей деревни. Некогда неблагозвучное Клаканово ( от клок) становится Колокановым, напоминающем об известном на всю округу монастырском звоне.

Последнее обновление ( 09:07:2013 г. )
 

Добавить комментарий

При добавлении комментариев следует руководствоваться правилами приличия. Недопустимо сквернословие.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Защитный код
Обновить

Приложение №8 к статье: Святогорский монастырь и Отечественная война 1812г. Высочайший манифест от 25 декабря 1812г. »

 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

За установку КРЕСТА на въезде в Пушкинские Горы? ( Крест – хранитель всей вселенной)

Кто на сайте?
Случайное изображение
RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

 
 
 
 
0.2078