Однажды в 2000-х, находясь в рейсовом
автобусе, следующем по улицам Пскова,
я стал невольным свидетелем одного
разговора. Молодой человек разговаривал
по телефону и сообщил своему собеседнику:
"Отец едет завтра в командировку".
Что ответили, конечно, не было слышно.
Далее он произнес: "Да, не знаю куда...
В Псковской области... В какую-то Пушгору".
Прозвучавшее название моего родного
поселка обострило мое внимание, и
разговор остался в памяти. "Пушгора",
- загадочное для неискушенного россиянина
географическое наименование.
Парень,
говоривший по телефону, видимо, недослышал.
Местные жители Пушкинских Гор и их
уроженцы в быту обычно говорят: "Мы
пушго́рские"; "Поехали в Пушго́ры".
Всем ясно и понятно, кратко.
Советская традиция все сокращать
сыграла злую шутку с названием нашего
поселка. Приходилось видеть и рейсовые
автобусы с табличками "Пуш. горы".
Каковы причины этого? Кроме советизации
языка, причина в том, что "Пушкинские
Горы" - название достаточно длинное,
и народ нашел способ его сократить.
Какие ассоциации возникают, когда
слышишь его? Загадка. Пушгоры - пушки на
горах. Ни о чем не напоминает, разве о
войне. Пушкинские Горы. Это название
про Пушкина. Вспоминается могила Пушкина
на горе. А почему горы? Поэт похоронен
на одной горе, как получилось, что сейчас
мы произносим название "Пушкинские
Горы", а не "Пушкинская Гора"?
Кто это придумал? Точно не народ. Было
бы логично: вот гора, вот Пушкин лежит.
Пушкинская гора. А поселок так бы и
назвали: "Пушкинская Гора".
Пушкиногорцы, вы не задумывались над
этим?
Странно, но как-то и научные сотрудники,
филологи-пушкинисты обходят стороной
этот вопрос. Есть у них свои, глубинные
причины для этого. Все письма Пушкина,
всю жизнь поэта разобрали по полочкам,
а до Пушкинских Гор не дошли. Много в
языке неясностей, темноты, политики.
Итак, вернемся к предмету нашего
разговора. Когда-то Горы были Святыми.
В 1569 г. святому блаженному Тимофею
явилась на Синичьей горе икона Богородицы
Одигитрии. Также при этом присутствовало
много народа из города Воронича, что
был расположен неподалеку. В этом же
году царь Иоанн Грозный повелел основать
Святогорский монастырь на месте явления
с устройством каменного храма в честь
Успения Богородицы. Синичья гора получила
наименование Святой по причине явления
иконы. Рядом с ней находилась и находится
и сейчас горка, на которой святой Тимофей
молился и жил 40 дней, она получила
название Тимофеевой горки. На этом месте
также святому являлась Богородица. Две
эти святые горки и назвали вместе одним
названием - Святые Горы. По имени этого
святого места получил имя и поселок,
раскинувшийся вокруг.
Советские власти, стремившиеся
уничтожить любое упоминание о Боге,
переименовали, недолго думая о смысле
своих действий, поселок в Пушкинские
Горы. Получилось нелепое название,
попирающее великую историю нашего
народа, кощунственно ставящее человека
на место Бога. О деталях: кажется, явились
иконы Богородицы? Почему тогда я пишу:
"...на место Бога"? Богородица ведь
человек. Обратимся к самим иконам и
увидим, что на изображении икон Одигитрии
и Умиления П.Б. есть Богомладенец -
Христос. Кроме того, в тексте Святогорской
повести читаем о Святых Горах: "...ту
извoлися от Вседержителя Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа быти Благодати и
Милости велuцей". То есть на Святых
Горах пребывает великая благодать и
милость Господа.
Тогда какая нелепость и кощунство
уравнять Христа и Пушкина в названии!
Не нужно в этом месте писать и говорить
о том, что существующее название
нейтрально и имеет отношение к культуре
и искусству более, нежели к политике.
Переименование было сделано именно с
богоборческой целью, а если мы теперь
стали культурными, то будем верны
исторической правде и воле наших предков,
называвших поселок Святыми Горами.
Пушкин - Великий Поэт, но Богородица 7
раз не в каждом поселке России явилась!
Это величины несравнимые, поэтому сама
постановка вопроса об обсуждении
возможности возвращения исторического
наименования поселку кощунственна.
Обсуждать тут нечего! Тем более возвращение
названия только приблизит нас к творчеству
поэта и истории нашего народа, о которой
он написал: "Гордиться славою своих
предков не только можно, но и должно, не
уважать оной есть постыдное малодушие".
Явление икон в наших местах - слава наших
предков, и может стать нашей славой,
если мы прославим Богородицу и Её святые
иконы, явившиеся у нас здесь.
Второй момент: в 20-е годы прошлого
века, когда переименовали поселок, у
народа никто ничего не спрашивал, зачем
спрашивать сейчас, когда верующий народ
почти полностью был уничтожен в годы
советской власти? Нужно будет тогда
спросить у этих погибших верующих всей
России( монастырь имел всероссийскую
известность), чтобы объективно учесть
их голоса. Мнение их известно, до сих
пор многие называют наш поселок Святыми
Горами и раньше называли! Мнение Пушкина
отражено выше, кроме того, отмечено в
желании быть погребенным у стен храма,
в исповеди и причастии в последние часы
жизни. Есть, конечно, стихотворение
"Памятник", но, если бы Пушкин ставил
себя выше Господа и Его Пречистой Матери,
то он никогда, ни при каких обстоятельствах
не склонил голову под епитрахиль
священника на исповеди и никогда бы не
причастился Св. Тайн. В молитве перед
причастием есть слова: "Верую, Господи,
и исповедую, яко Ты еси воистину Христос,
Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя
спасти, от них же первый есмь аз..."
Так молился поэт перед последним в этом
мире причастием. Между прочим, на русском
это так: "Верю, Господи, и перед всеми
исповедаю, что Ты - воистину Христос,
Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти
грешников, из которых я - первый...".
Александр Сергеевич веровал, что
Христос - Сын Божий, а сам он, А. С. Пушкин
- первый из грешников, которых пришел
спасти Христос. То есть Пушкин исповедует,
что он не равен Христу, а является первым
из грешников, таким образом, из жизни
великого поэта мы ясно познаем, что он
был бы против установки своего имени
на место Божьего, что и случилось в
названии поселка, отсюда следует
поддержка Великим Поэтом Божией и
исторической правды в деле возврата
названия "Святые Горы" нашему
поселку.
В итоге мы имеем, что и с исторической,
и с церковной, и с государственной точек
зрения необходимо вернуть прежнее
название нашему поселку. Это имеет
несколько положительных моментов:
1. Возврат древнего праздника в жизнь
поселка (Святогорская ярмарка в 9 пятницу
по Пасхе).
2. Восстановление исторической правды
о наших местах позволит расширить
тематику паломничества и привлечь
средства в бюджет района.
2.1. Это история России: оборона
государства от врагов (Витовта, Стефана
Батория);
2.2. История Церкви (явление икон и
возникновение монастыря и поселения);
2.3. История святости: жизненный путь
блаженного Тимофея (это наш святой,
которому являлась Богородица);
2.4. Литературная история древней Руси
(Древняя Святогорская повесть 1569 г.
написана об этих событиях, и она
сохранилась);
2.5. История о верности Богу и Отечеству
(повесть содержит назидательные моменты
для молодого поколения и его патриотического
воспитания);
2.6. Это также развитие пушкинской темы,
т.к. поэт все это знал и изучал повесть
в подлиннике;
2.7. Предыдущие пункты повлекут и
дальнейшее развитие Пушкинского
заповедника.
История поселка начинается в 1563 г.
(первое явление икон блж. Тимофею). Самой
датой начала поселения людей в монастыре
и вокруг принято считать год основания
обители - 1569. Москва, Остров, Опочка и
другие города знают свой День рождения,
почему же мы не желаем знать свой? Сейчас
обычно начинают упоминать о 1799 г. в связи
с нашим поселком. Следующие 37 лет под
пристальным вниманием исследователей.
Эти годы, особенно освещены. На каком
же основании мы выбрасываем 1799 - 1563=236
лет? Название Святые Горы не вычеркивает
из истории наших мест ни года, ни одного
года из жизни Пушкина, наоборот, оно нам
помогает проникнуться интересом поэта
к отечественной истории.
По примеру Петербурга, и для уменьшения
финансовой нагрузки, можно оставить
район Пушкиногорским, а поселку
обязательно вернуть исторически
правдивое имя.
Протоиерей Михаил Иванов, настоятель
Казанской церкви на Тимофеевой Горке.
___________________________________________________________________________
* Впервые назвал Пушкинские Горы
золотой точкой России И.Т. Будылин в
своей книге "Золотая точка России.
История и современность". СПб, 1995.
|