Что означает быть "По образу", и о том, что человек справедливо считается образом первообраза. И что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, и потому, став причастником Святого Духа, он бывает с Богом по усыновлению и благодати, будучи познаваем только теми, в ком действует Святой Дух (44; 34)
Слава,
честь, хвала и гимны
В
жизнь приведшему весь космос
Словом
творческим и волей[4] -
В
Лицах трех, трех Ипостасях,
Но
в единственной природе
Поклоняемому
Богу.
Бог
есть Троица Святая,
Вышесущностная
Сущность[5],
В
Лицах трех одна природа,
В
равночестных Ипостасях,
Неразлучных,
нераздельных,
Естество
одно и слава,
Мощь
единая и воля.
И
она, всего Причина,
Сотворив
меня из праха
И
живую душу дав мне[6],
Отослав
меня на землю,
Свет
позволила мне видеть,
В
свете ж — мир, луну и солнце,
Звезды,
небо, землю, море,
Все,
что мир сей наполняет,
Мне
дала и ум, и слово[7].
Но
внимай словам дальнейшим!
Нам
по образу святого
Безначальнейшего
Слова,
Бог
дал слово, то есть разум,
Ведь
словесные — от Слова
Несозданного,
благого,
Неприступного
и Бога.
Но
по образ, конечно,
И
душа у человека -
Сей
словесный образ Слова.
-
Как? скажи мне, объясни мне!
-
Слушай дальше то же слово.
Слово
Божие — от Бога
И
совечно, сопрестольно
Самому
Отцу и Духу,
Но
душа ведь точно так же
Вся
по образу явилась
Бога
Слова: обладает
И
умом она, и словом,
Их
имея нераздельных,
По
природе неслиянных
И
во всем единосущных.
Эти
три[8] — одно в единстве,
Но
одно и разделенье,
Ведь
всегда соединяясь,
Постоянно
разделяясь,
Неслиянными
бывают,
Неделимыми
на части.
Коль
одно из них отбросишь,
То
лишишься и других ты,
ведь
душа ума лишившись,
Потеряв
способность слова,
Вся
подобна бессловесным.
Но
и без души не могут
Пребывать
ни, ум ни слово.
А
по образу ты можешь
Представлять
и Первообраз:
Нет
без Духа и не будет
Ни
Отца совсем, Ни Слова.
Дух
— Отец, Сын также Дух есть,
Хоть
и плотью Он облекся,
Но
и Дух, опять же, Бог есть;
Три
Они[9] всегда едины
В
существе и по природе,
Точно
так же, как едины
Наши
ум, душа и слово.
Но
Отец неизреченно
Из
Себя рождает Слово,
И
как ум мой происходит
От
души, скажу же лучше -
Ум
в душе моей всецело,
Точно
так же Дух исходит
От
Отца неизреченно
И
в Отце Он пребывает.
А
как ум рождает слово,
Произносит,
посылает
И
для всех его являет,
Но
при том неотделенным
Он
от слова остается
И
в себе рождает вечно:
Бог
Отец не отделялся
Никогда
от Бога Сына[10],
В
Сыне Он бывает видим,
Но
и Сын в Нем пребывает.
Этот
образ совершенный,
Хоть
вполне он и не ясен,
Показало
ныне слово,
Но
познать его не сможешь
Никогда
ты и увидеть,
Если
прежде не очистишь.
Если
прежде не омоешь
Образ
свой от всякой скверны,
Если
образ не достанешь -
Весь
засыпанный страстями -
И
не вытрешь совершенно,
Также
если не разденешь
И,
как снег, не убелишь ты[11]
Весь
божественный свой образ.
Если
ж сделаешь все это,
Хорошо
себя очистив,
Доведя
до совершенства
Образ
свой, то и тогда ты,
Первообраз
не увидишь,
Не
поймешь и не познаешь,
До
тех пор, пока тебе он
Не
откроется всецело
Через
Духа Всесвятого.
Ибо
Дух всему нас учит,
В
несказанном свете славы
Весь
блистая и сияя;
И
по мере очищенья
Всей
души твоей от скверны
Он
в уме твоем покажет
Умный
мир[12], насколько сможешь
Воспринять
ты и увидеть,
И
насколько то возможно
И
доступно человеку.
Станешь
ты подобен Богу,
Подражать
Ему стараясь
Всеми
добрыми делами:
Целомудрием,
бесстрашьем
И
любовью к человеку,
В
искушениях терпеньем
И
к врагам своим любовью[13].
В
том и есть любовь к всем людям,
Если
ты врагов жалеешь,
Как
друзей, добро творишь им,
Как
родным своим собратьям,
Если
молишься за всех ты,
Кто
тебе нанес обиды,
И
любовь всегда являешь
Всем
равно: и злым и добрым,
Если
душу ежедневно
Полагаешь
за спасенье
Одного
— чтоб не погиб он,
Если
ж можно, то за многих.
Так
научишься ты, чадо,
Подражать
Творцу делами,
Верным
образом Владыки
Станешь
ты и совершенства
Подражателем
ты будешь.
Но
тогда тебе Создатель -
Слушай,
что скажу я дальше! -
Ниспошлет
Святого Духа:
Не
какую- то иную
Он
тебе подарит душу
По
сравненью с той, что ныне
Ты
имеешь[14], но вдохнет Он
Внутрь
тебя Святого Духа,
Исходящего
от Бога.
Этот
Дух в тебя вселится,
Обитать
в тебе Он будет,
Просветит
и осияет
Он
тебя, соделав светом,
И
всецело переплавит[15],
Сделав
тленное нетленным,
Обновит
Он, — говорю я, -
Обветшавшее
жилище -
Дом
души твоей погибшей.
Вместе
с нею Он все тело
От
истления избавит
И
тебя по благодати
Богом
сделает, подобным
Первообразу
— о чудо!
О
неведомая тайна,
Что
познать никак не смогут
Все,
кто страстью одержимы,
Что
неведома всем гордым,
Миролюбцам,
славолюбцам,
Что
всегда от всех гневливых
И
злопамятных сокрыта,
От
завистливых и пьяниц,
Блудников
и злоязычных,
Плотолюбцев,
сребролюбцев
И
обжор, и тайноядцев[16],
Празднословов,
сквернословов
И
беспечных и ленивых,
И
от тех, кто ежечасно.
Покаянье
не приносят,
Кто
не плачут ежедневно,
Кто
являют непокорность,
Кто
всегда со всеми спорят,
Кто
живут без всяких правил[17],
И
от тех, кто, величаясь,
Почитают
себя чем-то,
Будучи
ничем[18], конечно,
Кто
гордятся пред другими
Ростом,
силой и здоровьем,
Красотой
лица и тела
Или
чем-либо подобным,
И
от тех, кто не имеют
Сердца
чистого[19], не просят
С
теплотой сердечной Бога,
Чтоб
им дал Святого Духа,
Кто
не веруют, что Дух сей,
Всем
желающим дается
В
наше время, как и прежде,
Ведь
неверье отгоняет
Пребожественного
Духа.
Кто
не верит, тот не просит,
Не
просящий — не приемлет[20],
Не
принявший — мертв, конечно,
А
о мертвом как не плакать,
Что
себя живым считает,
Мертвым
будучи всецело?
Мертвецы
ведь мертвых видеть
И
оплакивать не могут,
А
живые, видя мертвых,
Огорчаются
и плачут,
Потому
что видят чудо
Но
понять его не могут:
Умерщвленные
как будто
И
живут, и даже ходят,
И
слепые — мнят, что видят,
И
глухие — мнят, что слышат.
Да,
они живут и видят,
Но
как рыбы или птицы,
Да
— и думают, и слышат,
Но
подобно бессловесным:
Чувством
чувствовать не могут,
В
мертвой жизни[21] пребывая.
Можно
жить ведь неживому,
Можно
зрячему не видеть,
И
имея слух — не слышать.
-
Как? скажи мне. Слушай дальше.
Те,
кто здесь живут по плоти,
Кто
на здешнее лишь смотрят,
Кто
божественные речи
Слышат
плотскими ушами,
Все
они духовно глухи,
Слепы
и мертвы всецело,
Возрожденья
к новой жизни
Не
сподобились от Бога[22],
Не
восприняли и Духа,
И
глазами не прозрели,
И
Божественного света
Не
увидели, слепые,
И
Святого Духа голос
Не
услышали, глухие.
Как
же могут таковые
Христианами
считаться?
Но
божественного Павла
Ты
послушай, или лучше -
Самого
Христа, так ясно
Говорящего
об этом:
“Человек
был первый перстным,
Из
земли ведь был он создан,
Человек
второй — небесный,
Ибо
Он с небес спустился”[23].
Будь
внимателен к словам сим.
Ведь
каков был первый, перстный,
Таковыми
все земные
Люди,
перстными, рождались,
А
каков Христос Небесный,
Таковыми
все бывают
Те,
кто веруют Владыке[24],
Возродившееся
свыше
И
крестившееся Духом[25].
Бог
— родивший, таковыми
И
рожденные бывают
От
Него: от Бога — боги,
И
Всевышнего сынами
Называет
их Писанье[26],
Ибо
Бог усыновил их.
Слышал
Божьи изреченья?
Слышал,
как Он отделяет
Верных
Богу от неверных,
Как
дает им знак, отличье,
Чтоб
ученьями чужими
Все
они не обольщались?
От
земли — сказал Он, — первый,
Ибо
создан был он перстным,
От
небес — второй, Владыка
Всей
земли, с небес сошедший.
Первый
смерть принес всем людям,
Ибо
заповедь нарушил -
И
все люди стали тленны,
А
второй принес на землю
Жизнь
и ныне всем приносит
Свет,
бессмертье и нетленье[27].
Слышал,
что тебе служитель
Говорит
небесных таинств?
Слышал
Господа, Который
Говорит
устами Павла,
Научая
нас, какими
Все
должны быть те, кто верят
И
в делах являют веру?[28]
После
этого нимало
Ты
не должен сомневаться:
Если
сам христианин ты,
То
каков Христос Небесный,
Таковым
и ты быть должен.
Если
ж нет, христианином
Как
дерзаешь называться?
Ибо
если говорит он,
Что
каков Господь Небесный,
Таковы
все те, кто верят
Во
Христа — они небесны,
То,
конечно, остальные,
Кто
о мире помышляют
А
живут по воле плоти -
Не
от Бога, не от Слова,
Что
с небес сошло на землю,
Но
они — от человека,
Сотворенного
из персти.
Так
ты думай, так и веруй
И
старайся стать небесным,
Как
сказал с небес Сошедший,
Всей
вселенной жизнь дающий.
Он
есть хлеб, сходящий свыше[29]:
Кто
его всегда вкушают,
Те
вовек не узрят смерти[30],
Ведь
небесными став в жизни,
Все
они во век пребудут
И
совлекшимися тленья,
И
отбросившими смертность,
Облеченными
в нетленье,
Прилепившемися
к жизни.
Стали
все они бессмертны
И
соделались нетленны,
Потому
и называют
Их
небесными по праву
Ибо
кто из нас от века -
Из
Адамовых потомков -
Таковым
назваться мог бы,
Прежде
чем с небес на землю
Не
сошел Владыка твари,
Царь
земных, Господь небесных?
Он
от нас воспринял тело,
Нам
же Духа дал Святого,
Как
мы много раз сказали[31].
Дух
же сей, как Бог Небесный
Это
все и подает нам.
-
Что “все это“? — То, о чем я
Многократно
говорил вам,
Но
скажу теперь я снова.
Он
бывает как бы некой
Пребожественной,
чудесной,
Световиднейшей
купелью.
Он
– кого найдет достойным -
Тех
всецело обнимает
И
внутри Себя содержит.
Как
скажу, как изреку я
То,
что с ними происходит?
Дай
мне слово, о мой Боже,
Душу
некогда мне давший!
Дух
Божественный и вечный,
Если
внутрь Себя кого-то
Восприимет,
тех как Бог Он
Совершенно
обновляет,
Обновив
— воссозидает,
воссоздав
— новотворит их[32]
Несказанно
и чудесно!
-
Как же Дух не приобщится
Их
не чистоте и скверне?
-
Точно так же, как не примет
Черноты
железа пламя,
Но,
напротив, сообщает
Все
железу, что имеет,
Дух
Божественный, нетленный,
Бесконечный
и бессмертный,
Всем
им дарует не тленье,
Сообщает
им бессмертье.
Он
как свет незаходимый
Всех
соделывает светом,
В
ком вселиться соизволит.
Будучи
всецело Жизнью,
Жизнь
с избытком[33] Он дает им.
Как
с Христом одноприродный,
Как
Ему единосущный
И
Ему единославный[34],
С
Ним всегда соединенный,
Он
и им дает все это -
И
они все совершенно
И
во всем Христу подобны.
Ведь
Владыка не завистлив,
Не
боится Он, что смертный,
По
Его же благодати,
Сам
Ему же станет равен;
Не
считает Он, что люди
Не
достойны быть подобны
Божеству
по благодати.
Нет,
Он радуется сильно,
Утешается
всемерно,
Видя
нас, людьми рожденных,
Но
по благодати ставших
Таковыми,
каковым Он
Был
и будет по природе[35].
Ибо
Он — наш Благодетель,
И
поэтому Он хочет,
Чтоб
и мы такими были.
Если
ж все мы не такие,
Не
во всем Ему подобны,
Как
мы с Ним соединимся, -
Говорит
Он, — как пребудем
С
Ним, не будучи такими?
Как
Он в нас вселиться сможет,
Коль
Ему мы не подобны?
Зная
в точности об этом,
Постарайтесь
воспринять вы
Все
Божественного Духа,
Исходящего
от Бога,
Чтобы
сделаться такими,
О
каких мы говорили -
И
небесными всецело,
И
поистине богами,
Как
сказал Господь и Царь наш,
Чтоб
Небесное вам Царство
Унаследовать
навеки.
Если
ж вы здесь не старались
И
небесными не стали
И
не станете такими,
Как
хотите жить на небе,
Как
хотите с Ним вселиться,
как
войти хотите в Царство,
Воцариться,
пребывать там
С
небожителями вместе
И
с самим Царем и Богом?
Так
бегите же, спешите,
Подвизайтесь
все усердно,
Чтоб
Господь нас удостоил
Жить
в Своем Небесном Царстве,
Пребывать
с Христом-Владыкой,
С
Ним соцарствовать, Который
Всякой
славы и державы
И
хваления достоин
Со
Отцем и Духом ныне,
Непрестанно
и во веки.
Примечания
[1]
Ср. Быт. 1:26.
[2]
По чтению некоторых рукописей: “образом
Бога”.
[3]
Гимн написан анакреонтическим
восьмисложником и переводится размером
оригинала. Это один из самых длинных
гимнов преп. Симеона: в оригинале (и в
нашем переводе) он состоит из 434 строк.
[4]
Букв. “всю тварь из небытия в бытие
приведшему одним словом и волей Своей”.
[5]
Ср. Дионисий Ареопагит. О Божественных
именах 1,1.
[6]
Ср. Быт. 2:7.
[7]
Греч. слово logos означает не только
“слово”, но и “разум”, а также
“словесность” человека (т.е. его
способность выражаться при помощи
слов). Здесь и далее в гимне преп. Симеон
использует термин в различных значениях:
“разум” человека есть образ Бога Слова;
душа — “словесный образ Слова; и т.д.
Эту игру смыслов и оттенков не всегда
удается воспроизвести в переводе.
[8]
Т.е. душа, ум и слово.
[9]
В оригинале стоит ta amfotera, что обычно
переводят как “оба”, “оба они”, “и
то, и другое”. Иеромонах Пантелеимон
перевел как “оба Они”, указав в сноске
“т.е. Бог и Дух” (Божественные гимны,
с.147). Однако эти amfotera в тексте сравниваются
с умом, душой и словом, из чего ясно, что
речь идет о трех, а не о двух Лицах. В
греческом слово amfotera не обязательно
означает “два”. Ср. Деян. 23:8: “Ибо
саддукеи говорят, что нет ни воскресения,
ни ангела, ни духа, а фарисеи признают
и то, и другое (ta amfotera)”. Исходя их этого
словоупотребления, мы переводим “три
Они”, имея в виду все три Лица Святой
Троицы.
[10]
Эта фраза могла быть ответом на вопрос
Стефана Никомидийского “Как отделяешь
ты Отца от Сына?” В гимне 21-м, отвечая
на этот вопрос, преп. Симеон говорит,
что Сын “совершенно не отделяется от
Отца”, но “пребывает в лоне Отца” (см.
Гимн 21, 208-210).
[11]
Ср. Ис. 1:18.
[12]
Букв. “в уме твоем покажет все мысленное”.
[13]
Ср. Мф. 5:44.
[14]
Этой ремаркой преп. Симеон, возможно,
хотел отмежеваться от учения мессалиан,
которые утверждали, что истинные
христиане получают новую душу при своем
обращении.
[15]
Глагол anachonevo означает “переплавить”,
“заново отличть”. Речь, таким образом,
идет не просто о духовном возрождении
и очищении, но о кардинальном изменении
всей человеческой природы под действием
Святого Духа.
[16]
“Тайноядение” (lathrofagia) — вкушение пищи
монахом втайне от остальной братии.
[17]
Букв. “кто живут по своим собственным
правилам” (греч. idiorrythmoi).
[18]
Ср. Гал. 6:3.
[19]
Ср. Пс. 50:12; Мф. 5:8.
[20]
Ср. Мф. 7:8.
[21]
Букв. “в умерщвленной жизни”.
[22]
Букв. “совершенно не родились от Бога,
чтобы жить”.
[23]
Ср. 1 Кор. 15:47.
[24]
Ср. 1 Кор. 15:48.
[25]
Ср. Ин. 3:3.
[26]
Ср. Пс. 81:6.
[27]
Ср. Рим. 5:15-18.
[28]
Ср. Иак. 2:18.
[29]
Ср. Ин. 6:33.
[30]
Ср. Ин. 6:50.
[31]
Преп. Симеон ссылается на свои другие
сочинения, где он говорил о том же.
Например, в одном из гимнов он пишет:
“Взяв (от нас) плоть, Он дал нам
Божественного Духа” (Гимн 15, 122).
[32]
Т.е. делает новыми (греч. kainourgeo).
[33]
Ср. Ин. 10:10.
[34]
Преп. Симеон использует классические
богословские термины homofyes (единоприродный),
homoousios (единосущный), homodoxos (единославный),
употреблявшиеся Св. Отцами для вырпажения
единства между Отцом и Сыном.
[35]
По учению восточных Отцов Церкви, человек
благодаря обожению становится “по
благодати” тем, чем Бог является “по
природе”.
|