16 июня 2023 г. в СПБДА прошла защита кандидатской диссертации прот. Михаила Иванова, настоятеля Казанской церкви Пушкинских Гор «Значение Святогорского монастыря Псковской епархии
в истории русского монашества Северо-Запада России в XVIII — начале XX вв.»
Диссертационным советом академии тайным голосованием 21 голосом из 21 было принято решение о присуждении диссертанту искомой научной степени кандидата богословия по специализации "церковная история".
В диссертации было предпринято исследование особенностей
организации внутренней жизни святогорской монашеской общины, ее деятельности, численного
и социального состава, роль Святогорского мужского монастыря Псковской епархии
в период XVIII — начала XX в. в общественной жизни Псковской губернии и России.
Целью работы является комплексное изучение истории
Святогорского мужского монастыря Псковской епархии в XVIII — начале XX в.в.
Научная новизна диссертации состоит в
том, что:
1.
Настоящая диссертация представляет собой первое комплексное
исследование общей организации, внутренней жизни, социального состава и
основных направлений деятельности Святогорского монастыря в период 1700 – 1917
г.;
2.
Впервые на основании вводимых в научный оборот документов
исследованы вопросы, касающиеся количественного и социального состава братии
обители, ее материального состояния, особенности социально-благотворительной,
духовно-просветительской, школьно-образовательной, исправительной деятельности
Святогорского монастыря;
3.
Ряд сведений о развитии архитектуры обители в
рассматриваемый период, интерьеров церквей обители, сведения о внешнем виде и
оригинальном дизайне церковных богослужебных облачений Русской Церкви
дореволюционного периода приводятся в работе как результат исследования описей
монастырского имущества;
Наиболее значимые результаты диссертации, полученные автором:
1.
Автор
приводит в работе анализ ранее неизвестного описания Святогорского монастыря,
выполненного игуменом Ионой в 1821 г. для митрополита Евгения (Болховитинова),
что дает новое представление о вопросе восприятия значения явлений Святогорских
икон 1563–1569 гг. игуменами и братией обители, а также освещает сотрудничество
игумена с известным церковным историком. Влияние представлений митрополита
Евгения на историю обители, отраженное в его описании монастыря, повлекло
исторически не обоснованное изменение богослужебной практики монастыря. Данный
факт подробно анализируется в исследовании, что в комплексе с приводимыми
автором свидетельствами о попытках восстановления хотя бы отчасти исторически
обоснованного богослужебного строя игуменом Иоанном (Мазем), дает предпосылки к
восстановлению древней богослужебной традиции местных празднований в
современной Святогорской обители.
2.
Приводимый
в исследовании и выявленный автором текст Правил Святогорского монастыря 1857
г., история его происхождения, анализ заимствований из Устава Новгородского
Юрьева монастыря позволил реконструировать богослужебный и внутренний
распорядок жизни обители во второй половине XIX
столетия;
3.
В
диссертации выявлено, что деятельность настоятеля монастыря архимандрита
Вонифатия (Корсунского) имела положительное значение для обители, в то время
как ранее были известны лишь негативные отзывы о нем, приводимые в работе
игумена Иоанна (Мази);
4.
В
ходе работы автором были собраны статистические данные о братии обители в
исследуемый период, на основании которых он утверждает, что монашеская община
обители в конце XVIII – начале XIX вв. находилась на грани выживания,
восстановление численности братии и некоторое возрождение произошло лишь к
середине XIX столетия;
5.
Проведенное
в диссертации исследование хозяйственно-финансовой жизни обители в исследуемый
период позволяет автору обоснованно утверждать, что в материальном отношении
Святогорский монастырь благополучно пережил секуляризацию 1764 г., и,
перестроив хозяйство, смог сохранить и расширить свое архитектурное наследие в
последующие годы. Важным моментом для истории и материального благополучия
монастыря было возведение обители во II штатный класс в
1900 г. Автором были выявлены и освещены в работе архивные документы,
отражающие данный переход, и роль действительного тайного советника Т. И.
Филиппова в получении обители более высокого статуса. Приведенные в
исследовании сведения об имениях монастыря в начале XX
столетия
дают представления о состоянии монастырского хозяйства;
6.
Важными
результатами исследования в сфере сохранения архитектурного и культурного
наследия монастыря являются восстановление структуры первоначального иконостаса
Успенского церкви, а также сведений о расположении святынь в интерьере храма,
сведения о первоначальной форме кровли главного храма монастыря и кровельных
материалах, сведения о составе и особенностях монастырской ризницы, ландшафтов
внутренней территории, составе и особенностях жилых и хозяйственных построек;
7.
Автором
показана ключевая роль епархиальных архиереев в сохранении монашеской общины,
заботе о лицах, находящихся под монастырским надзором и о материальном аспекте
жизни обители;
8.
В
работе отмечено благотворное влияние монастыря на окружающее население,
приведены ранее неизвестные сведения о благотворительности обители и об
отношениях игуменов и братии с благотворителями;
9.
Исследование
освещает вопрос восприятия значения Святогорского монастыря как хранителя
Святогорских икон, что прослеживается еще с описания митрополита Евгения
(Болховитинова) 1821 г.
Достоверность
и обоснованность положений и выводов, полученных соискателем, подтверждается
многочисленными ссылками на источники и
литературу, проанализированные в работе. Положения
и выводы диссертации значимы как с теоретической, так и с практической точки
зрения. Теоретическая значимость исследования обусловлена его научной новизной.
Диссертация по сути является первым комплексным исследованием духовной и
хозяйственной жизни Святогорского монастыря Псковской епархии. Дальнейшие исследования
особенностей жизни обители и частных вопросов, касающихся материального
наследия Святогорского монастыря, будут проводиться с учетом результатов
настоящего исследования. Широкая практическая сфера применения результатов
работы включает в себя патриотическое воспитание, экскурсионно-просветительскую
деятельность, ряд вопросов сохранения и восстановления культурного наследия
обители от внешних архитектурных форм и обустройства территории до
восстановления особенностей интерьеров храмов и возврата к древней
богослужебной практике монастыря. Полученные автором сведения о составе и площадях
монастырских земельных имений, частично восстановленных к началу XX столетия, могут служить основанием для
ходатайства о выделении земель современной монашеской общине обители. Проведенный
автором вне данной работы анализ текста Святогорской повести, результаты
которого были использованы в настоящем исследовании, ставит вопрос о
восстановлении значения восприятия Святогорской обители как хранительницы места
благословения Богородицей русской государственности в 1569 г. и Святогорских
святынь, сохранившихся на данный момент, прежде всего в среде братии, а затем и
в российском общественном сознании.
Положения диссертации представлены
соискателем на шести научно-богословских, научных, и историко-краеведческих
конференциях в Санкт-Петербурге и Пушкинских Горах и трех аспирантских
семинарах Санкт-Петербургской духовной академии. Результаты проведенного исследования с
достаточной полнотой отражены в 10 печатных работах, в том числе в трех работах
общим объемом 3,1 а. л. в изданиях, входящих в «Общецерковный перечень рецензируемых изданий», в которых должны
публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней
доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.
Ниже можно ознакомиться с
исследованием ,
авторефератом,
отзывом на предзащите 1,
отзывом на предзащите 2,
отзывом ведущей организации,
отзывом официального оппонента 1,
отзывом официального оппонента 2,
отзывом на автореферат.
P.S.: В исследовании упомянут ряд монашеских обителей:
- на с. 22, 140 (монастыри Псковщины),
- на с. 50 (Великолукский Троицы-Сергиев монастырь),
- на с. 51 (Псковский женский Иоанна Предтеченский монастырь),
- на с. 51 (Псковский женский Старовознесенский монастырь)
- на с. 51 (Великолукский женский Вознесенский монастырь),
- на с. 51, 66, 103, 104, 105, 106, 120, 133, 134 (Крыпецкий Иоанно-Богословский
монастырь),
- на с. 50, 51, 67, 68, 81, 82, 83, 89, 133, 158, 168, 169, 188 (Псковский
Спасо-Мирожский монастырь),
- на с. 51, 54, 101, 103, 106, 134, 135, 138, 141, 146, 155, 157, 159,
164, 167, 203 (Псковский Елизаровский монастырь),
- на с. 98, 121, 127 (Александро-Невский монастырь, СПб.),
- на с. 50, 51, 85, 121, 133, 135, 137, 141, 167, 213, 286, 305 (Псково-Печерский
монастырь),
- на с. 54, 121 (Псковский Гремячий монастырь),
- на с. 31, 52, 53, 134, 213, (Псковский Снетогорский монастырь),
- на с. 51, 81, 91, 93, 95, 105, 107, 139, 141, 158, 300 (Никандрова Благовещенская
пустынь),
- на с. 9, 10, 167, 175, 176, 181, 182, 183, 187, 204, 221, 329,
(Новгородский Юрьев монастырь),
- на с. 167 (Коневский Рождества Богородицы монастырь),
- на с. 122 (Каргопольский Крестный монастырь, Архангелогородский и Архангелский
монастыри),
- на с. 244 (Соловецкий монастырь)
Иные российские обители упомянуты:
- на с. 26, 50, 63, 64, 83, 84, 92, 104, 158, 164, 188 (Торопецкий Троицын
Небин монастырь),
- на с. 121, 122 (ТСЛ, Пафнутьево-Боровский, Николаевский Пешношский, Троицкий
Калязин, Спасо-Ярославский, Суздальский Спасо-Ефимьев, Иосифо-Волоколамский, Московский
кафедральный Чудов, Московский Вознесенский девичий, Московский Высокопетровский,
Николавский Чернеев, Рыльский Николаевский, Тихоновская пустынь
Малоярославецкого уезда, Шаровкина и Тихоновой пустыни (приписные к Московскому
Донскому монастырю).)
- на с. 53 (Святогорский Харьковский),
- на с. 59 (Троицкий Черниговский монастырь),
- на с. 91 (Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь),
- на с. 99 (Драндский Успенский монастырь, г. Сухум),
- на с. 199 (Березвический женский, Дисненского уезда Виленской губ.).
- на с. 265 Жировичский монастырь.
|