Из истории храма arrow Новости arrow Проблемы содержания муниципального кладбища arrow Доклад прот. М. Иванова , настоятеля Казанской церкви на «Круглом столе» памяти М.Е. Васильева «Некрополи как памятники истории и культуры» проходившем в Музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» 19 апреля 2012 г.
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 

Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.

Доклад прот. М. Иванова , настоятеля Казанской церкви на «Круглом столе» памяти М.Е. Васильева «Некрополи как памятники истории и культуры» проходившем в Музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» 19 апреля 2012 г.

Печать
23:04:2012 г.
«Исторические захоронения на кладбище Тимофеева горка» Христос Воскресе, дорогие братья и сестры, участники «Круглого стола». Рад поздравить вас в эти светлые пасхальные дни. Именование захоронений «некрополями», конечно, не совсем соответствует нашей вере в Воскресшего и совоскресившего нас Христа. Некрополь- город мертвых. Скорее это название соответствует дохристианскому периоду, когда человечество пребывало, как «ходящии во тьме...» и «сени смертной» (Ис. 9:2). Также это состояние безбожия и в наши дни, когда человек пребывает во тьме греха, не познав Спасителя, избавляющего от ада, смерти и тления. В связи с тем, что все присутствующие дружно отвечают на пасхальное приветствие, думаю, что в будущем в названии нашего стола можно безболезненно поменять слово «некрополи» на «кладбища» или «захоронения».
Часть I Забытая история поселка и последствия этого
Верно отметил директор Пушкинского заповедника Г.Н. Василевич в своем вводном выступлении об «угасании нашей цивилизации» и связанным с этим плачевным состоянием кладбищ. Верно Георгий Николаевич определил и причины этого процесса- отход от веры современным человеком и погоня за материальными благами. О причинах и порождаемых ими проблемах применительно к нашему кладбищу на Тимофеевой горке в Пушкинских горах и хотелось бы поговорить сегодня.
Тимофеева горка — историческое место Святых Гор, неразрывно связанное с историей возникновения Святогорского монастыря и слободы, возникшей вокруг обители. Святая гора (Синичья гора), на которой и расположен Святогорский монастырь, получила название по причине явления чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» блаженному Тимофею при стечении народа и священства в 1569г. Тимофеева горка, расположенная рядом, называется по имени единственного прославленного святого нашей местности блаженного Тимофея Святогорского. Обе возвышенности (Святая Гора и Тимофеева горка) и дали некогда название « Святые горы» нашему поселению. Как пишет М. Е. Васильев, в память которого мы собрались сегодня обсудить проблемы захоронений: « В переписи населенных мест Псковской губернии 1872-78 гг. приводятся данные о Святых Горах (Святогорском монастыре) и слободе Тоболенец: "в Святых горах - мужской монастырь, две православные церкви, дворов - 4, жителей мужского пола - 15, женского нет. Есть водяная мельница, два раза в году проходят ярмарки"».( http://pushkin.novgorod.ru/trip_saintrocks.htm) Таким образом, в конце XIX в. в официальных документах переписи наш поселок именуется Святыми горами. Это название прочно утвердилось в народном сознании даже до нашего времени. Позже, в период коммунистического богоборчества, когда вера во Христа и её святыни воспринималась как идеология, конкурирующая с коммунистической доктриной, название поселка сменили на светское -«Пушкинские Горы», тем самым противопоставив нашего русского поэта Святой Церкви. Печально, что прежние искажения и перекосы сознания общества до сих пор находят отражение в официальных документах и символике государственных образований. В частности, герб и флаг городского поселения «Пушкиногорье» Пушкиногорского района Псковской области, изображение которых утверждено 12.08.2010г. Решением №32 « О гербе муниципального образования городского поселения «Пушкиногорье» и аналогчным решением о флаге принятыми собранием депутатов указанного образования, содержат изображение крылатого коня над тремя золотыми горами. Крылатый серебряный конь на голубом поле- герб Пушкиногорья«Крылатый конь- символ творческого, поэтического вдохновения, полета, духовных исканий. В гербе он символизирует связь городского поселения с жизнью великого поэта, чьё имя стало частью имени муниципального образования». [1] В том же документе читаем:
«Три золотые горы в гербе отражают три исторические горы: Савкину горку, городище Воронич и Пушкинские горы (ранее имевшую название Святых гор и Синичьей). Форма центральной горы в виде купола подчеркивает высокое культурное и историческое значение Святогорского монастыря.» Итак, в трактовке герба и флага допущены искажения исторической правды:
1. Савкина горка и г. Воронич самостоятельные объекты не входившие в территорию Святых гор. Поэтому обоснование названия Святые горы, как объекта объединяющего городище Воронич ( которое само по себе в составе трех гор- Тригорского), Савкину горку, которая возможно входила в территорию древнего города Воронич и Пушкинских гор, ведущих свое название не от одной горы, а от гор во множественном числе, искаженно трактует историческое происхождение названия поселка.
2. В третьем абзаце п. 3.3 Приложения 1 [1] указано о горе «Пушкинские Горы»: « ... «Пушкинские горы ( ранее имевшую название Святых гор и Синичьей)». Пушкинские Горы имеют несколько холмов в историческом центре, поэтому их нельзя считать одной горой. Кроме того, именование Синичьей имела монастырская горка, где расположен сейчас храм, а ранее в 1569г. было явление чудотворных икон блж. Тимофею сначала одному, а затем и с народом и священством г. Воронич [2]. После 1569г. Синичья гора уже именуется Святой по святости вышеестественных событий здесь бывших. Подчеркну, что источник этой святости Иисус Христос, наш Спаситель от тления, ада и смерти и Его Пречистая Матерь. Таким образом в приложении 1 [1] излагается неверное представление о том, что Святая и Синичья гора- это разные объекты, в то время, как это один исторический объект, имеющий разные названия.
3. Как сказано выше, центральная золотая гора в виде купола, символизирующая высокое значение Святогорского монастыря, расположена под брюхом «крылатого коня», который «символизирует связь городского поселения с жизнью великого поэта» [1]. Название Святые горы имеет прямую связь с священными событиями 1563- 1569гг., когда святому Тимофею неоднократно являлась Божия Матерь в нашей местности. Последнее наиболее значимое и известное событие- это крестный ход из г. Воронич на Синичью гору, сопровождавшийся «многочисленными исцелениями», где блаженный Тимофей в присутствии множества народа был свидетелем явления иконы Божией Матери Одигитрии. Перед этим событием святой избрал местом духовной подготовки святую Тимофееву горку, где на месте ныне существующей Покровской часовни «...ископал близъ кущу и пещеру и пробылъ тамъ въ молитве 40 дней и слышал гласъ отъ иконы...»[3] Именно эти две горы- Святая гора и Тимофеева горка дали название «Святые горы» нашему поселку. Именно поэтому наш поселок получил именование «Святые горы», а не «Святая гора». Жизнь поселения прежде всего связана с Божественной благодатью явившейся здесь, с Божией Материю - Покровительницей этих мест, а уже вторично связана с талантом Пушкина, который не самобытен, ибо самостоятельное бытие имеет лишь Бог, а получает дар от Творца и трудится здесь под покровом Пресвятой Девы, бывая в Святогорском монастыре и по воспоминаниям в Казанской церкви. [4] Исходя из изложенного, можно утверждать, что трактовка и компоновка герба и флага нашего поселка на сей день некорректна и требует изменений. Отказ от священных исторических событий в нашей местности, нашедший отражение в компоновке и трактовке герба является отказом от Божиего покрова, от покрова Девы Марии над нашим поселком. Независимость и отказ от Бога всегда приводит к гибели. Святитель Филарет (Дроздов) отмечает, что суд Божий над народами и государствами совершается во времени. [5] Какой суд ждет нас, отказавшихся в своей символике от покрова Богородицы над нашими местами?
Святейший патриарх Кирилл отметил по поводу отказа человека от Божьего заступничества и руководства: «...всякая автономия человека от Бога, всякое поставление человека в центр миробытия, всякая попытка человека самому себе усвоить право определять, что есть добро, а что зло, приводят к бесчисленным и страшным потрясениям для всего человеческого рода. И возникает вопрос: а что же те люди, которые сегодня проповедуют это право, более того, необходимость жить вне Бога? Неужели никогда не открывали Библию, неужели не знают историю? Знают, открывали, но повторяют то, что совершил Адам, подвергаясь дьявольскому искушению и соблазну.» [6]

4. Пункт 1.2 вышеуказанного Положения « О гербе...» [1] гласит: « Герб городского поселения отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.» В настоящий момент можно утверждать, что исторические традиции, религиозные традиции нашей местности отражены в гербе и флаге искаженно. Период особенного почитания Божией Матери в наших местах, начавшийся с 1569 года не отражен никак. Однако мы видим перекос в гербовой символике и противопоставление гения А. С. Пушкина - Божией Матери, что нашло отражение в кощунственном расположении золотого монастырского купола под «крылатым конем». Как было выше показано, не конь, а Господь Бог дал дар творчества поэту, поэтому нельзя ставить выше Творца и Его Матери поэтическое творчество А. С. Пушкина, его самого. Тем более сам поэт нигде в своих произведениях не ставит себя выше Господа и Девы Марии. Напротив, нам известно, что перед смертью Александр Сергеевич исповедовался, причастился и умер в мире со св. Церковью. Послушаем голос своей совести и самого поэта.
Существует множество гербов городов, отражающих священные события происшедшие в них и содержащих иконы в своем составе. Например, это герб РФ, г. Москва, г. Минск, г. Серпухов, г. Углич и других. Несомненно и герб нашего поселка должен верно духовно и исторически отражать суть наших мест, пронизанных благодатию Божией. Ощущая благодать Творца, великий поэт занимался здесь творчеством, которое делает человека богоподобным [7]. Современный герб утверждает обратное, помещая «крылатого коня»- символ таланта поэта над золотым куполом -священным символом Святогорского монастыря.
Не случайно я коснулся темы искажения смыслов в символах. Подобное искажение приводит к настоящим преступлениям и в реальной жизни. Именно на такую преступную халатность в содержании кладбища и захоронений хотелось бы обратить внимание и местной администрации, несущей ответственность за это по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и всех присутствующих. Мною неоднократно указывалось устно на недопустимость хаотичных, бесконтрольных захоронений на кладбище, что на Тимофеевой горке. Это историческое место, на котором находится памятник — Казанская церковь 1765г. постройки. Однако по всему кладбищу, раскинувшемуся по склонам Тимофеевой горки регулярно происходят захоронения тел усопших на небольшие глубины ( 1м-0.4м), при этом нет никакого контроля за этим процессом со стороны администрации поселка, нет смотрителя, который мог бы промерить глубину могилы перед захоронением и контролировать соблюдения нормы Закона. Формально смотритель назначен, однако свои функции не выполняет и на кладбище не появляется. К чему это приводит? Регулярно я сам захораниваю черепа и кости усопших, валяющиеся по территории кладбища. Часто прихожане храма обнаруживают обнажившиеся от дождя и ветра захоронения на кладбищенских склонах. Доброхоты направленные Пушкинским заповедником на уборку кладбища также находили человеческие черепа и кости на территории кладбища в мусоре. Упомянув о доброхотах, хочу выразить благодарность за помощь в уборке кладбища директору Пушкинского заповедника и его сотрудникам, направившим доброхотов к нам.
20 мая 2009г. мною направлено обращение прокурору Пушкиногорского района Скариной Валентине Евгеньевне по поводу свежего захоронения на глубине 40 см от поверхности. Захоронение на склоне в непосредственной близости от дорожки к Покровской часовне- месту молитвы блаженного Тимофея, было прежде обложено силикатным кирпичом. Кирпичная стенка разрушалась. Со стороны кирпичной стенки (склона) гроб залегал даже выше уровня земли- в могильном холме. Прокуратура зарегистрировала мое обращение 20.05.2009 и рассмотрела его. 19 июня 2009г. я получил ответ за №22-40ж-2009. В ответе прокуратуры говорится, что были привлечены специалисты Роспотребнадзора и «проведена проверка соблюдения порядка содержания и захоронения на Казанском кладбище по адресу ул. Лесная 13». «В ходе проверки были выявлены факты нарушения «Гигиенических требований при организации захоронения и правил эксплуатации кладбищ». Прокуратура направила представление на имя и.о. главы городского поселения «Пушкинские Горы».»
На сегодняшний день представление не принято во внимание. В 2011г летом, в ходе проведения работ по восстановлению каменной лестницы на Тимофееву горку, мною за свой счет был выделен материал (силикатный кирпич) и были проведены работы по полной разборке и восстановлению кирпичной подпорной стенки, защищающей указанное захоронение. В ходе этих работ часть стены была выполнена усиленной, из камня.
Ни администрация, ни родственники не несли никаких расходов в ходе проведения этих работ. В настоящее время перезахоронение на должную глубину так и не произведено. Федеральный Закон не исполнен местной администрацией, хотя прошло 3 года с момента вынесения представления прокуратурой.
Совершенно верно отметил во вступительном слове Георгий Николаевич: « У нас в народной традиции кости выбрасывать в мусор...». 16 апреля 2012г. еще на одном захоронении на Тимофеевой горке были обнаружены человеческие кости и череп. 18 апреля они мною сфотографированы. Фото приложено к докладу.
По поводу решения данной проблемы можно отметить, что в связи с отсутствием какого-либо контроля за захоронением усопших на Тимофеевой горке, там никогда не будет порядка. В случае, если появится реальный контроль за гражданами с привлечением их к ответственности по Закону, очень быстро граждане станут соблюдать Закон. Данный вопрос адресуется местной администрации, которая потакает безответственности, нарушениям санитарных норм (кладбище не огорожено, нет контроля за захоронениями), имеющим место на гражданском кладбище по ул. Лесная д. 13. В свою очередь районная прокуратура проявляет парадоксальную мягкость по отношению к чиновникам ответственным за содержание кладбища и захоронений. Применение более жестких мер со стороны прокуратуры могло бы побудить администрацию к исполнению Закона, но это лишь в том случае, когда исполнение Закона было бы выгоднее администрации, чем ответственность за его не исполнение. Пока ситуация обратная. Легче выбросить представление или предостережение прокурора в мусорную корзину и не понести никакой ответственности, чем выделить приличные финансовые средства на содержание исторического места в порядке. Как отметил первый сегодняшний докладчик Игорь Иванович Лагунин, до революции содержание мест захоронений производилось за счет вкладов граждан, и теперь, когда администрация поселения за множеством забот и неимением средств, как сказал в своем сообщении глава поселения Николай Владимирович Иванов,не имеет возможности содержать захоронения в порядке, необходимо организовать сбор средств на содержание кладбища. Эти средства можно передать Приходу, тогда прозрачность их движения и конечный результат будут очевидны. Фактически, как было отмечено, Приход сегодня за свой счет ведет некоторые работы по восстановлению состояния захоронений. Более подробные сведения о законодательной базе содержания захоронений до революции можно прочесть в электронном варианте «Свода законов Российской Империи». ( http://civil.consultant.ru/code/)

Часть II Новые сведения об имеющихся на Тимофеевой горке захоронениях
В 2004 году вышла работа исследователя В.И. Охотниковой « Повесть о явлении икон на Синичьей горе в списке из собрания Осиповых-Вульф»[9]. В этой работе исследовательница касается одного из исторических захоронений на Тимофеевой горке- могилы М.И. Осиповой. Необходимо провести ряд пояснений по этой теме. Дело в том, что существуют разные мнения о месте захоронения Осиповой, в то время, как в Покровской часовне находится надгробная плита с её могилы. В частности, есть мнение, что Осипова захоронена в Покровской часовне на Тимофеевой горке. Мне знакомо и другое мнение- мнение настоятеля Казанской церкви протоиерея Александра Балыш, который отмечал, что знает место захоронения Осиповой, которое находится вне стен часовни. Эту информацию подтвердила и старейшая сотрудница музея-заповедника Лобанова Э.Ф.
Валентина Ильинична Охотникова связывает «появление в архиве Осиповых -Вульф Повести о явлении икон на Синичьей горе совершенно особой редакции», с именем Марии Ивановны Осиповой, «почетное погребение» которой, исследовательница усматривает в факте погребения её близ часовни на Тимофеевой горке. Её «...последующее почитание...», по мнению ученого, выразилось в двукратном служении панихиды на Тимофеевой горке архиепископом Псковским ( 1897 и 1898гг.)[9, с. 48].
Действительно, Мария Ивановна Осипова, жительница Тригорского, по « ея настоятельному желанию»[10, с. 49-50.], как указывает И. Щеглов, была погребена на Тимофеевой горке в Покровской часовне и это можно считать почетным, однако, следует отметить и её «настоятельное желание» и то, что на Тимофеевой горке вокруг Покровской часовни был целый ряд погребений, что видно из фотографии часовни 19 века.[11]
 В то время Псковским правящим архиереем был еп. Антонин (Державин), назначенный в 1893г. на Псковскую кафедру и правивший до своей кончины 2 марта 1902г.[12] Таким образом, само указание на служение архиепископа у могилы Осиповой не совсем верно, так-как Владыка имел сан епископа, а сведения о посвящении часовни блаженному Тимофею, приведенные И. Щегловым неверны в связи с тем, что Тимофей был еще не канонизирован, но почитался народом. Об этом свидетельствует и надпись на иконе 19 века «Явление чудотворной иконы Б.М. Одигитрии блаженному Тимофею» находящаяся в Казанской церкви Пушкинских Гор, где святой Тимофей изображен еще без нимба. Надпись частично утрачена. Приведем её:"явленІе сІе пресвzтои богородицы одигитрІи виделъ юноша тимофей почитавшыисZ юродивымъ 1569 г. нана*****мой синичей горе и****** тамъ *** сосне стоZщую др**ую Богородичн*** *кону одигитрIи онъ *******ъ близъ кущу и пещеру и пробылъ тамъ въ ***итве 40 дней и слыш** *ласъ отъ иконы" [3]
Также требуют проверки сведения Щеглова о погребении М.И.Осиповой внутри часовни в связи с тем, что протоиерей А. Балыш, настоятель Казанской церкви на Тимофеевой горке, к которой приписана Покровская часовня, утверждал, что плиту с могилы М.И. Осиповой в часовню при нем занесли сотрудники Пушкинского заповедника для сохранности. Помимо того, на указанном фото[11] видно, что рядом с часовней находится огороженная могила, в то время, как вокруг могилы не огорожены. Возможно это и есть захоронение Осиповой рядом с часовней.
Посещение Псковским архиепископом Тимофеевой горки, на мой взгляд, необязательно должно свидетельствовать о «почитании» именно Марии Ивановны. Скорее Владыка посещал святое место- место 40 дневного молитвенного подвига блаженного Тимофея, а панихиду по Марии Ивановне совершил в связи с тем, что она была похоронена на этом святом месте. Вполне в христианском духе, посетив кладбище, православному христианину возносить молитвы об упокоении душ усопших. Тем более естественно это, если учесть, что узнав о посещении архиереем святыни, родственники усопшей могли просить архипастыря о поминовении её. В пользу этой версии говорит то, что игумен Иоанн (Мазь), бывший настоятелем обители в период с 1897 по 1908г, в своем « Описании Святогорского Успенского монастыря псковской епархии» нигде не упоминает о новой редакции Повести, указывая о древних редакциях Повести, находящихся в обители [13, c. 34]. При этом, представляется маловероятным, посещение правящим архиереем могилы почитаемого автора нового списка Повести, прошедшем без внимания настоятеля обители, пишущего книгу по истории монастыря, в которой не упоминается о новом списке древней Святогорской Повести.
Однако, по предположению В.И. Охотниковой, архиерей, совершая панихиду, по М.И. Осиповой, проявлял тем самым её «почитание» по причине «связи» появления новой редакции Повести с именем Осиповой. Прямо Охотникова не заявляет о том, что предполагает авторство списка Повести Осиповых -Вульф за М.И. Осиповой, но именно так её можно понять из текста работы.[9, с. 66]
Все это предположения, но кажется более правдоподобным посещение православным архиереем в первую очередь православных святынь и почитание именно святынь и святых, ибо именно это соответствует учению Церкви: «Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих...»[14]. Хотя блаженный Тимофей был прославлен в 1000-летие крещения Руси, но его народное почитание, причем возрастающее с течением времени, мы можем наблюдать еще в списках Святогорской повести, что отмечает и сама исследовательница Охотникова, которая указывает об изменениях в поздних редакциях Повести: «... наряду с актуализацией агиографических и сказочных мотивов...»[15, с. 411]. В конце же XIX века мы имеем свидетельство о почитании архиереем не прославленного еще блаженного Тимофея Святогорского, которое, несомненно, должно было выражаться в первоочередном поминовении на панихиде именно блаженного Тимофея, как почитаемого лица, которому являлясь неоднократно Сама Матерь Божия.
Итак, исходя из вышеизложенного, можно считать предположение Охотниковой о принадлежности авторства новой редакции списка Повести из собрания Осиповых-Вульф М.И. Осиповой, по меньшей мере, необоснованным.
Что касается погребения Осиповой в часовне, то против этого предположения говорит тот факт, что в 2011г летом при проведении земляных работ по прокладке силового электрического кабеля в часовню не было обнаружено в подклете часовни никаких признаков захоронения. Предполагаемое место могилы не имело ни могильного холма, ни камней указывающих на границы захоронения, ни каких-либо признаков захоронения. Посреди часовни находилось углубление с мусором. Это может свидетельствовать о возможном нахождении пещерки Тимофея по центру часовни, но никаких признаков захоронения обнаружено не было. Прилагаю фото с места работ.
Помимо захоронения Осиповой на Тимофеевой горке похоронена почитаемая верущими блж. Клавдия Ивановна Пачковская предрекавшая открытие Святогорского монастыря еще в 1965г. ( умерла в 1968г., похоронена на восточном склоне Тимофеевой горки, рядом с храмом). Блаженный Иоанн и блаженный Афанасий похоронены рядом с Покровской часовней (западный склон). Блаженная Параскева похоронена рядом с могилой блж. Клавдии, но выше по склону. В её могиле три захоронения, кроме нее похоронены две Евдокии. Прямо в дорожке рядом с церковью (напротив могилы Шенделя) без отметок могилы похоронен по завещанию Николай Николаевич Николаев ( 1819-1924).
Также следует отметить, что в советский период склон Тимофеевой горки по которому шла священная Тимофеева тропа на вершину был заполнен захоронениями и тропа уничтожена.
Тимофеева горка имела много древних захоронений. Одна каменная плита 19 века, лежащая рядом с храмом исчезла в 2002 г. Установить кто там был похоронен теперь не представляется возможным, так как сфотографировать плиту я не успел.
Таким образом, можно констатировать, что современные и древние захоронения на Тимофеевой горке находятся без должной охраны и контроля со стороны местной администрации уже много десятков лет. Никаких предпосылок к изменению ситуации на сегодня нет.

1. Приложение 1 к Решению № 32 от 12.08.2010г. «О гербе муниципального образования городское поселение «Пушкиногорье» п.3.3
2. Повесть о явлении чюдотворных икон Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьи горе, иже ныне зовома Святая гора //НБУ им. Вернадского. Институт рукописи. Ф312 (Киево-Софийский собор. Собрание рукописных книг XV-XIX вв.) №99/100 in 4 (Рукописный сборник XVII в. Из библиотеки митр. Евгения Болховитинова.) л.260-282.

3. Сайт: Казанская церковь Пушкинские Горы Псковской области Псковской епархии Русской Православной Церкви. Статьи о Святых Горах. Надпись на иконе. http://pushgory.net/content/view/203/36/( состояние на 17. апреля 2012г.)
4. Сайт: Казанская церковь Пушкинские Горы Псковской области Псковской епархии Русской Православной Церкви. Статьи о Святых Горах. Копия новости из архива сайта за 2005г.- Знакомство с Дьяконовой. http://pushgory.net/content/view/162/36/( состояние на 17. апреля 2012г.)
5. Сайт: Pages.ru Святитель Филарет (Дроздов). Свящ. Павел Ходзинский

Богословие истории в трудах Святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского http://pagez.ru/philaret/about026.php( состояние на 17. апреля 2012г.)

7. Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви Православие и современность. Электронная библиотека. Олеся Николаева Современная культура и Православие Православие и творчество Способность к творчеству как богоподобие http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolaeva/culture/34.htmlhttp://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolaeva/culture/34.html ( состояние на 17. апреля 2012г.)
8. Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 22 ч.1 ст.14

9. Охотникова В.И. Повесть о явлении икон на Синичьей горе в списке из собрания Осиповых-Вульф //Псков : научно-практический, историко-краеведческий журнал. № 21. / Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова. - Псков : ПГПУ, 2004. - 214 с. - С. 45-52.
10. Иванъ Щегловъ Новое о Пушкине. С-Петербургъ Издание Спб. Т-ва Печатного и Издат. дела «Труд» 1902.
11. http://pushgory.net/images/stories/pkray/hasovnya.jpg
12. Cайт: Архиереи. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1217( состояние на 18. апреля 2012г.)
13. Иоанн, игумен. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. Псков, 1899

14. Cайт: Библиотека святоотеческой литературы Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, Новосибирск, Академгородок. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры Книга 4. Глава XV О почитании святых и их мощей. http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_15.html ( состояние на 18. апреля 2012г.)
15. Охотникова В. И. Реалии Пушкинского времени в монастырском списке Повести о явлении икон на Синичьей горе // Русский язык от Пушкина до наших дней: Доклады Междунар. конф. 19-22 апр. 1999 г. / Ред. Н. Л. Вершинина, Л. Я. Костючук. Псков: Псков. гос. пед. ин-т, 2000.
Приложения:
1. Фототаблица со снимками подклета Покровской часовни в 2011г. и участка территории кладбища по ул. Лесная 13 (Тимофеева горка) с находящимися на нем человеческими костями( снимок от 18 апреля 2012г).

 

Череп и мусор-Тимофеева горка 18 апреля 2012г.

Человеческий череп в мусоре. Был обнаружен 18 апреля 2012г на муниципальном кладбище по адресу Лесная 13 в Пушкинских Горах. (Тимофеева горка)

Подклет Покровской часовни 2011г.

Подклет Покровской часовни, что на Тимофеевой горке. 2011г. сентябрь.

Последнее обновление ( 23:04:2012 г. )
 

Добавить комментарий

При добавлении комментариев следует руководствоваться правилами приличия. Недопустимо сквернословие.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Защитный код
Обновить

Некрополи- круглый стол »

 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

За установку КРЕСТА на въезде в Пушкинские Горы? ( Крест – хранитель всей вселенной)

Вас удовлетворяет уход за Казанским кладбищем, осуществляемый г.п. Пушкинские Горы посредством ЖКХ?

Вы поддерживаете меры антиалкогольной резолюции Всемирного русского народного собора?

RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

 
 
 
 
0.2321