Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Преподобная София Шамординская (Болотова)

Схимонахиня София (София Шамординская в миру София Михайловна Болотова; 16 (28) июня 1845, Санкт-Петербург — 24 января (5 февраля) 1888, Шамордино, Козельский уезд, Калужская губерния) — схимонахиня Русской Православной Церкви, первая настоятельница Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордине (1884—1888). Прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.

Правнучка А. Т. Болотова и сестра Д. М. Болотова.

Жизнеописание

София Болотова родилась в 1845 году, она происходила из древнего дворянского рода, который ведёт своё начало от каширянина Ерёмы, сына Гаврилы Васильевича Горяина (начало XVII века). Выдающимся человеком стал Андрей Тимофеевич Болотов — энциклопедист и видный учёный XVIII века, автор интересных воспоминаний о своём времени[1]. Отец, Михаил Павлович Болотов, окончил философско-юридический факультет Санкт-Петербургского императорского университета и был титулярным советником, попечителем хлебных запасных магазинов Богородицкого уезда Тульской губернии, участвовал в проектах освобождения крестьян[2]. Мать — Александра Дмитриевна, занималась семьёй и воспитанием шестерых детей: сыновей — Дмитрия и Евгения и четверых дочерей — Софии, Марии, Елены и Варвары, которая умерла в детстве. Александра Дмитриевна была очень верующей женщиной, её дети получили и светское, и религиозное образование. Четверо из пятерых детей стали монахами; младшая дочь Елена была замужем за Михаилом Андреевичем Долинино-Иванским[2][3].

Брат Дмитрий Болотов стал известным человеком: он был пострижен в монахи с именем Даниил и получил известность как оптинский иконописец. Наиболее известными его работами стали портрет преподобного Амвросия Оптинского «Старец Амвросий на подушечках» и написанная по благословению старца икона «Спорительница хлебов»[1].

В 1875 году, в возрасте 30 лет, София вышла замуж за бывшего студента медико-хирургической Академии дворянина Андрея Николаевича Янькова, они венчались в Троице-Сергиевой Лавре 22 октября (3 ноября) 1875 года. Их брак продлился немногим больше года, и Андрей Николаевич скоропостижно скончался, но 17 (29) января 1877 года (через три дня после похорон) у Софии Михайловны родилась дочь Надежда[3].

Оптина пустынь

В течение трёх лет София жила в своём имении в Тульской губернии, сама вела хозяйство и много занималась благотворительностью. Она проводила много времени со своей дочерью и занималась с детьми-сиротами бедняков. В 1880 году она продала имение, чтобы переехать к отцу в Екатеринослав, но в Туле ей сообщили о его смерти. Узнав от соседей о старце Амвросии, она поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшей своей жизни. Приехав в Оптину пустынь, она решила реализовать своё желание монашеской жизни и стала духовной дочерью старца Амвросия[3].

В качестве испытания старец велел ей выйти замуж за пожилого козельского помещика Николая Астафьева, что она и сделала. После венчания София Болотова с дочерью переехали в калужское имение мужа, которое находилось недалеко от Оптиной пустыни. София исполняла поручения старца Амвросия с большой ответственностью и любовью, и он говорил, что другой такой послушницы, как она, у него не было и не будет. Николай Астафьев скончался 19 (31) мая 1884 года, он был уверен, что после его смерти София уйдёт в монастырь, пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить его в этом монастыре[3].

В сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой в соответствии с Определением Святейшего синода от 13—20 июня 1884 года № 1216 была создана женская община[4].

После этого София препоручила девятилетнюю дочь Надежду её крестной матери и подала прошение епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) о поступлении в Шамординскую общину: «Имея давно стремление к монашеской жизни, а теперь овдовевши, решаюсь исполнить заветное мое желание и прошу Ваше Преосвященство позволить мне поступить в число сестер новой Казанской общины Перемышльского уезда и переселиться туда на жительство, на что и ожидаю Вашего Милостивого Архипастырского решения…»[3]

Шамордино

13 августа 1884 года настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий и духовник Софии преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо. 4 сентября 1884 года София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София[3].

Позже эта община была преобразована в Шамординскую обитель, днём создания которого считается 14 октября 1884 года, когда была освящена первая церковь, устроенная трудами оптинского старца Амвросия[5].

Сохранилось описание монахини Софии в годы становления монастыря:

Но не такова была начальница Шамординской обители, — мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями <…>. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители…[5]

Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, писал:

«Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: – деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. – Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) – больных, увечных, неспособных ни к какому труду. <…> население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями <…>. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители…».

Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это – крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она заботилась и о духовном воспитании сестер, ведя их по пути спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Старалась утвердить их в истинно святоотеческом понимании монашества как подвига любви к Богу и людям, подвига смирения и покаянной молитвы. Любя всем сердцем Старца и будучи глубоко преданной и послушной ему, она своим примером воспитывала и вразумляла сестер.

Придавая первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию, при постоянно увеличивающемся числе сестер (к 1888 году в обители их было 250), матушка София заботилась, прежде всего, о возведении большого каменного Казанского собора, разбивка фундамента которого была сделана под ее непосредственным руководством и затем изготовлен его проект.

При ней был построен кирпичный завод, где специально изготовляли строительный материал для будущего собора. На устроение обители матушка София использовала все свои личные средства и обители завещала все свое состояние. Ее стараниями были также устроены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского; открыта богадельня, построена водокачка и многие хозяйственные постройки, сестринские келии, устроены скиты, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Также были открыты детские ясли и затем приют, при котором была начальная школа, где сестры занимались с детьми первоначальным обучением чтению и письму, Закону Божию, что было в духе древних монастырских традиций, о которых говорили святые отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст.

София пробыла в чине игуменьи четыре года, при ней монастырь был создан и обустроен. Она скончалась в 1888 году, оставив после себя хорошо налаженную общину, в которой было 250 насельниц. При ней создан проект каменного храма и проведена его разбивка. Следующей игуменьей монастыря стала монахиня Евфросиния (Розова)[5].

Ещё при жизни Амвросий Оптинский сказал, что «…Мать София свята!»[6]. Молитвенная память о схимонахине Софии сохранилась, православные продолжают почитать её как молитвенницу и заступницу. В 1987 году она была прославлена при установлении Собора Тульских святых[5] в лике местночтимых святых Тульской епархии, как София Шамординская[7].

Примечания

[1] Варвара Каширина. Взгляд христианина. Об иеромонахе Данииле (Болотове) – авторе портрета преподобного Амвросия Оптинского // Православие.Ru : Интернет-портал. — Россия, Москва: Сретенский монастырь. — Вып. 23 октября 2013 года.

[2] Т. В. Комарова, ведущий научный сотрудник музея-усадьбы «Ясная Поляна». Толстые и Долинино-Иванские // Оптина пустынь : Официальный сайт. — Россия, Козельск.

[3] 125 лет со дня праведной кончины схимонахини Софии (Болотовой) // Информационное агентство религиозных новостей Ежедневная общероссийская газета : Интернет-СМИ. — 2013. — Вып. 6 февраля.

[4] Правительственный вестник. — 6.6.1884. — № 148. — С. 2.

[5] Главная>Настоятельницы>Схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни. Дата обращения: 25 августа 2014.

[6] Елизавета Басова. Схимонахиня София Болотова. Стихи.ру (8 апреля 2008). Дата обращения: 5 декабря 2017.

[7] Тульские епархиальные ведомости. — 2006. — № 13 (63). — С. 91.

Источники: https://www.shamordino-m.ru/about/nastojatelnicy/chimonahinja-sofija-bolotova-1845-1888.html и https://ru.wikipedia.org/wiki/София_(Болотова)

 ←  Благоверная княгиня Ксения Юрьевна, Тверская

Мученик Иадор  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1807