Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Давид Серпуховской, игумен

Давид Серпуховской (+ ок. 1520), преподобный. Память 18 октября и в Соборе Московских святых.

В миру Даниил, родился в начале 1450-х годов. О святом повествуют предания, зафиксированные в литературе начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках.

Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении преподобного - о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же князем Даниилом Ивановичем Вяземским [1].

В начале 1470-х годов поступил в Пафнутьев-Боровский монастырь, где принял постриг с именем в честь Давида Солунского у основателя обители, преподобного Пафнутия Боровского.

Спустя некоторое время Давид с двумя монахами и двумя мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери "Знамение" с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впоследствии эта икона находилась в келье святого).

31 мая 1515 года [2] преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской волости, принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского [3]. На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Так была основана Вознесенская Давидова пустынь.

Об иноческих трудах преподобного Давида известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий (+ 9 сентября 1515) посетил Давидову пустынь на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в современной росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба прп. Давида и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском монастыре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

В монастырском синодике 1602 года кончина прп. Давида отнесена к 19 сентября 1529 года. В одном из списков «Описания о российских святых» сообщается, что "преподобный Давид строитель, ученик Пафнутьев, преставися в лето 6995 (1483/84) июня в 26 день" [4]. Однако 26 июня - день памяти прп. Давида Солунского, в честь которого преподобный принял монашеское имя, а указанный год как дата смерти преподобного маловероятен. По другим сведениям, приводимым в иконописных подлинниках и агиографической литературе XIX в. (напр., у архим. Леонида (Кавелина), М. В. Толстого, Н. П. Барсукова), преподобный скончался 18 октября 1520 года. Очевидно, в этот день праздновалась память святого в XIX в., но на чем основана эта дата, неясно.

Прп. Давид был погребен на территории пустыни, впоследствии над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери "Знамение", о которой в монастырской описи XVII в. говорится: "В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный" [5]. В 1730-х над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под которой в 1740 году устроена церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение". В 1867-1870 годах на месте разобранной колокольни со Знаменской церковью был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному [6].

23 мая 1997 года по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей прп. Давида. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти преподобного в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 октября, 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день его тезоименитства. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование которому было установлено в 2001 году.

Служба и акафист прп. Давиду были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пустыни архим. Германом (Хапугиным). Служба начинается с малой вечерни, в конце которой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей преподобного Давида. Канон службы имеет акростих: "Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман". В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого.

Преподобному Давиду посвящен храм на подворье Давидовой пустыни в с. Талеж, построенный в 1997 году.

___________
[1] Токмаков. С. 6-7

[2] Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57)

[3] кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. (Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети ХVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507

[4] Барсуков. Источники агиографии. Стб. 144

[5] Холмогоров В., Холмогоров Н. Ист. мат-лы о церквах и селах XVII-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7. С. 140-141

[6] Прп. Давид Серпуховский. С. 6, 8; Токмаков. С. 4-5

Источник: http://drevo-info.ru/articles/2467.html

 ←  Священномученик Николай Чернышев, протоиерей, и его дочь, мученица Варвара Чернышева

Святитель Петр I (Петрович-Негош), митрополит Цетинский  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1567