Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Священномученик Иосиф (Ксенофонт?) Псковский, пресвитер

Иерей Иосиф был убит рыцарями католического Ливонского ордена при нападении на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., когда погибли настоятель (Василий Мирожский, прмч.) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря, игумен (Иоасаф, прмч., Снетогорский) и иноки псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря.

Сообщение об этом событии с упоминанием имени мщмч. Иосифа содержится в «Сказании о благовернем князи Домонте и о храбрости его» (2-я четв. XIV в.) в Строевском списке Псковской 3-й летописи (ок. 1560):

«Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 86).

5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта, после чего псковичи обрели тела убиенных. «Иосиф поп» указан среди погибших при нападении немцев и в Архивском 1-м списке Псковской 1-й летописи (кон. XVI в.), содержащем ту же редакцию «Сказания о благовернем князи Домонте...», что и Строевский список Псковской 3-й летописи.

В списке Пролога 1-й трети XIV в., вероятно псковского писца Явилы, псковский священник, погибший вместе с прмч. Василием Мирожским, назван Ксенофонтом:

«Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» (РГАДА. Тип. № 179. Л. 7г; пам. указана под 5 марта).

Видеть в Ксенофонте лицо, отличное от летописного И., оснований нет. Возможно, в раннем Прологе (РГАДА. Тип. № 179) информация об имени убиенного псковского иерея является более точной, чем в редакциях «Сказания о благовернем князи Домонте...» в составе псковских летописей 2-й пол. XVI в.

Имя сщмч. Иосифа, как и имена преподобномучеников Иоасафа и Василия, отсутствует в перечне Псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. Канонизация совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Сщмч. Иосиф упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым.

Л. А. Творогов полагал, что сщмч. Иосиф служил в Спасо-Мирожском монастыре, был автором поучения «Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моеи», составленного не позднее нач. XIV в. (опубл.: Никольский Н. К. Материалы для истории древнерус. духовной письменности // СбОРЯС. 1907. Т. 82. № 4. С. 127-140).

На основании одной фразы из поучения исследователь делал вывод о том, что сщмч. Иосиф был знаком с ранней рукописью, содержавшей «Слово о полку Игореве» (Творогов Л. А. К лит. деятельности пресвитера Спасо-Мирожского мон-ря Иосифа, предполагаемого заказчика псковской копии «Слова о полку Игореве». Псков, 1946; ср.: Бурыкин А. А. Псков в истории рукописной традиции «Слова о полку Игореве»: Факты и гипотезы // Псков в российской и европейской истории: К 1100-летию первого летописного упоминания. М., 2003. Т. 2. С. 279). Данная точка зрения представляется неверной (имя Иосиф в отношении к убиенному псковскому священнику появляется в текстах 2-й пол. XVI в., в более ранней рукописи Пролога он назван Ксенофонтом).

Иконография

И. представлен на 2 иконах «Собор Псковских святых» из Троицкого собора Псковского кремля - кон. XX в. и 1982 г. Показан в правой части композиции старцем в схимническом облачении, в правой руке держит крест, левую прижимает к груди. У него окладистая борода, слегка раздвоенная на конце.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/578420.html

 ←  Преподобный Памфил Псковский, Спасо-Елеазаровский

Священномученик Иона (Лазарев), епископ  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1417