Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Священномученик Виктор (Европейцев), священник

Священномученик Виктор родился в 1885 году в селе Малый Азясь Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье священника Андрея Европейцева. По окончании Духовной се­минарии он был рукоположен во священника и с 1906 года служил в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Хлыстов­ка Краснослободского уезда. Здесь он прослужил до конца 1929 года, пользуясь среди прихожан большим авторитетом, что сказалось впоследствии на его участи и предопределило мучени­ческую кончину.

В ноябре 1929 года в дом священника явились представители сельсовета и ОГПУ и заявили, чтобы семья священника покинула село, и, хотя супруга священника была в это время больна и лежа­ла в постели с высокой температурой, пришедшие были неумоли­мы. Отобрав то, что с их точки зрения представляло какую-то цен­ность, все остальное они изломали и изорвали, все свои действия сопровождая угрозами и бранью.

В 1929 году местные власти, исполняя распоряжение комму­нистического правительства о создании государственных коллек­тивов, организовали в селе Хлыстовка колхоз, причем выборы его руководства были поначалу вполне свободными, и крестьяне из­брали из своей среды наиболее хозяйственных крестьян. Это влас­тям не понравилось, и в начале 1930 года колхоз был распущен и стал создаваться заново, причем все хозяйственные крестьяне бы­ли записаны в лишенцы, в колхоз не принимались, а их имущест­во отбиралось в общую собственность.

В декабре 1929 года, спустя месяц после престольного праздни­ка святых бессребреников Космы и Дамиана, местными властями был закрыт в селе храм, и отец Виктор переехал в Краснослободск.

Отнятие имущества, закрытие храма – все это вызвало возмущение у крестьян, которое достигло предела, когда крестьяне оказались лишенными богослужения на Великий пост и Пасху. В апреле 1930 года, незадолго до Пасхи, крестьяне созвали собрание, в кото­ром участвовало около ста человек, в основном женщины, и при­няли решение добиться от властей разрешения на назначение в храм священника. Затем все собравшиеся пришли к сельсовету и потребовали от его председателя, чтобы и она присоединилась к ходатайству населения перед областным начальством об открытии храма, что та категорически отказалась сделать. Из толпы, как заявила председатель впоследствии, послышались крики: «Давай, проклятая коммунистка, нам попа, если не дашь, разорвем!»

Крики и возмущение ни к чему, однако, не привели, и через некоторое время все разошлись. Власти все же разрешили отцу Виктору служить в храме, и на Пасху состоялось богослужение, и еще после Пасхи он служил, и все в храме молились три дня.

21 ноября 1930 года местный уполномоченный ОГПУ, собрав некоторые сведения о крестьянах-лишенцах и о священнике от местных коммунистических активистов, испросил разрешения у своего начальства на проведение арестов. На следующий день отец Виктор, шестеро крестьян и две монахини были арестованы и заключены в тюрьму в городе Саранске.

Через день следователь допросил священника. Выслушав предъявленные обвинения, отец Виктор заявил, что никакой ан­тисоветской агитации он не проводил, что все его внимание и си­лы отдавались чисто духовным вопросам и, когда в селе проводи­лись какие-либо собрания, он о них совершенно не знал.

5 декабря, предъявив священнику обвинение в антисоветской агитации, следователь снова его допросил. «В предъявленном об­винении в антисоветской агитации, которую я проводил через ку­лаков и монашек, – ответил священник, – я виновным себя не признаю, так как во все время моей службы в селе Хлыстовке свя­щенником я все время был увлечен религией. Если проходили ка­кие кампании, то я на них не обращал внимания, а также никакой агитации не вел; наложенные на меня различные налоги выплачи­вал аккуратно… Во время закрытия церкви, а также и при откры­тии ее, я в селе Хлыстовке не был... а также не участвовал ни в ка­кой антисоветской агитации... Во время Пасхи 20 апреля 1930 года меня пригласило крестьянство села Хлыстовки отслужить обедню, на что я согласился, а после обедни ходил по домам и служил молебны...»[1]

10 января 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Европейцев был расстрелян 30 января 1931 года в Саранской тюрьме и погребен в общей без­вестной могиле[2].

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь».
Тверь. 2005. С. 141-143

Библиография

УФСБ России по Республике Мордовия. Д. 8312-С.

Примечания


--------------------------------------------------------------------------------

[1] УФСБ России по Республике Мордовия. Д. 8312-С, л. 114 об-115.
[2] Там же. Л. 140.

 ←  Священномученик Иоанн (Петтай), священник

Священномученик Павел (Успенский), священник  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1507