Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис (Козлов)

В 1937 году наступил последний период уничтожения Русской Православной Церкви правительством воинствующих безбожников, период обильной жатвы Господ­ней. Это коснулось и еще остававшихся тогда на свободе монахов Оптиной Пустыни, живших после ее закрытия в ближайшем к любимой обители городе Козельске.

Преподобномученик Евтихий родился в 1870 году в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьянина Ивана Диденко и в крещении был наречен Емельяном. Он приходился двоюродным братом оптинскому иеромонаху Лав­рентию (Левченко)[a], был женат, но овдовел и ушел в монастырь. Некоторое время Емельян находился в Киево-Печерской Лавре, а затем 10 ноября 1901 года поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни. 20 ноября 1901 года он был одет в подрясник, 4 июня 1905 года – пострижен в рясофор. Послушанием его стали работы на монастырской даче. Он был небольшого роста, его все любили за простоту и доброту.

24 июня 1911 года литургия по случаю скитского празд­ника Рождества святого Иоанна Предтечи совершалась соборно, возглавлял богослужение и молебен скитоначальник игумен Варсонофий (Плиханков). В этот день послушник Емельян был пострижен в мантию с именем Евтихий[1].

На всенощной под Вербное воскресенье, 14 апреля 1917 года, с ним случилось искушение, которое можно понять и как предвозвестие всего того, что произошло впоследствии. В это время отец Евтихий проходил по­слушание на монастырской даче. На двор, когда он был уже заперт, забежал волк и произвел большой переполох. На шум вышел отец Евтихий и с вилами бросился на виновника переполоха, но голодный зверь не испугался, кинулся на монаха, и между ними завязалась ожесточен­ная борьба. В конце концов, волк бежал, но отец Евтихий был сильно изранен, и его срочно пришлось отправлять в больницу в Москву.

После закрытия безбожниками в 1923 году монастыря, отец Евтихий сначала жил в Козельске вместе с келейниками старца Нектария Петром (Швыревым) и иеродиако­ном Севастианом (Фоминым)[b], а в тридцатых годах он по­селился в одном доме с оптинскими монахами Авениром (Синицыным) и Саввой (Сусловым). Зарабатывал он тем, что помогал по хозяйству кому что требовалось и при­служивал в церкви.
Монах Евтихий был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи.

4 ноября были допрошены дежурные свидетели, сосед и хозяйка дома, где жили монахи Евтихий, Авенир и Савва. Сосед показал, что домохозяйка держала мона­хов «на квартире специально, потому что они молились Богу. За квартиру все они платили только 12 рублей, а я, как рабочий, платил 18 рублей один. Монахи Сус­лов, Синицын, Махров и Диденко ничем полезным не занимались, ходили по домам, распространяли церков­ный дурман, церковную службу они посещали группой и жили группой в одной квартире, имея каждый свою оборудованную иконами келью... В октябре состоялось предвыборное собрание в здании школы, были пригла­шены и монахи, но все они категорически отказались и на собрание не пошли, чем действовали на остальных граждан. Монах Махров... монашествовал, ничем полез­ным не занимался, все время молился Богу и ждал пере­мены... посещал... монахов, проживающих на квартирах в городе Козельске»[2].

Хозяйка дома, в котором жили монахи, показала: «Мо­нахи Оптинского монастыря Савва Суслов, Евтихий Диденко и Авенир Синицын жили в моем доме, каждый в своей келье, ничем полезным не занимались и монашествовали... Летом 1937 года к монаху Евтихию Диденко приходил монах Викентий Никольский[c], в данное время арестованный, отслужил церковную службу и ушел, после ухода Викентия Никольского монах Евтихий Диденко стал поправляться. Монах Авенир Синицын в моем присутствии доказывал, "что раньше в монастыре жилось лучше, чем теперь при советской власти..." Монах Евтихий Диденко говорил, что "теперь всех сажают в тюрьму, потому что будут выборы советов и уже арестованы попы"»[3].

На допросе отец Евтихий подтвердил, что раньше, ког­да был монастырь, жилось лучше, тогда все монахи во время церковных служб собирались в церкви. Но и до последнего времени все монахи соблюдают монашеский образ жизни.

– Следствие располагает данными, что вы тесно свя­заны с бывшим благочинным Григорием Никольским, в данное время арестованным органами НКВД за контрре­волюционную деятельность. Требуем от вас правдивого показания по данному вопросу, – заявил монаху Евтихию следователь.

– Григория Никольского я хорошо знаю, бывал у него и встречался с ним в церкви, он был хорошим человеком, защищал монахов...

16 ноября следователь еще раз допросил монаха.

– Следствие располагает достаточными данными, что вы, не имея определенных занятий, проводили контрреволюционную работу, будучи тесно связаны с попом Григо­рием Никольским, – сказал следователь.

– Я Григория Никольского часто встречал в церкви, он там служил церковную службу, но никакой работы против советской власти я не проводил.

Преподобномученик Авенир родился в 1879 году в се­мье мещанина города Болхова Орловской губернии Матвея Синицына и в крещении наречен был Андреем. Он женил­ся, но овдовел и поступил в 1908 году в Оптину Пустынь. 11 октября 1911 года Андрей был определен в число бра­тии[4], а затем пострижен в мантию с именем Авенир; в монастыре проходил послушание звонаря.

Монах Авенир был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. В тот же день он был допрошен.

«В Оптинский монастырь поступил в 1908 году лично сам по добровольному желанию, – отвечая на вопросы следователя, сказал отец Авенир, – и пробыл в монасты­ре до 1923 года... Монах Макарий и я организовали груп­пу монахов и жили вместе: Макарий, я и отец Евтихий, в 1936 году Макарий уехал к себе домой в Могилевскую губернию к племянникам, а к нам снова пришел на место Макария Савва, и снова продолжали жить вместе, я и монахи Евтихий и Савва. Определенной работы не име­ли, ходили по домам и выполняли случайные работы. А по дням церковной службы собирались в Благовещенской церкви... Все монахи до настоящего времени ведут монашеский образ жизни»[5].

– Следствие располагает данными, что вы часто тай­но посещали монашку Анну Самойлову, где устраивали сборище и проводили контрреволюционную деятельность; просим правдивого показания по этому вопросу, – сказал следователь.

– Да, действительно, послушницу Шамординского мо­настыря Анну Самойлову посещал несколько раз, работал у нее; последняя купила дом, держит корову и свиней, с ней живет монахиня Марфа, помогает ей работать по хозяйству, ее дом посещал иногда огородом, но контрре­волюционную работу я не вел.

Преподобномученик Савва родился 20 сентября 1873 года в деревне Каменевой Успенской волости Ливенского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Андрея Суслова и в крещении был наречен Сергием. Образова­ние он получил в сельской школе.

В 1900 году Сергий поступил в Оптину Пустынь и первое время проходил послушание закройщика в рухольной. 19 декабря 1910 года он был пострижен в монашество и поставлен на послушание за свечной ящик, затем был определен по­мощником пономаря, а в 1916 году снова переведен в рухольную[6].

После закрытия безбожниками Оптиной Пустыни отец Савва поселился в Козельске, зарабатывал на жизнь шитьем, подвизался в молитве и посещал вместе с оставшей­ся в Козельске братией городской храм. Монах Савва был арестован вместе с монахами Оптиной Пустыни 30 октя­бря 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. В тот же день следователь допросил его.

– Следствие располагает данными, что вы продолжи­тельное время состояли монахом Оптинского монастыря и после ликвидации монастыря ничем полезным не занима­лись, проводили по домам церковную службу и брали от колхозников бесплатно продукты. Требуем показать прав­ду! – заявил следователь.

– В Оптином монастыре я прослужил монахом двад­цать семь лет. После ликвидации монастыря в 1923 году я переехал на квартиру в город Козельск, ходил по домам и занимался портняжным ремеслом, права голоса был лишен до последнего времени. Монашество в государственной по­литической жизни не участвовало, почему я ничего и не знаю, что делается; на квартире я жил вместе с монахами Авениром Синицыным и Евтихием Диденко. За неуплату государственных налогов у меня было изъято имущество, но в каком году, я не помню. В последнее время я... хожу по домам и выполняю портняжную работу, посещаю цер­ковь. Но теперь стало плохо, все церкви закрыли и негде побывать.

– Следствие располагает данными, что вы участвовали в монашеских сборищах и распространяли контрреволюционную агитацию против советской власти. Требуем по­казать правду.

– Работая по домам колхозников, я говорил, что «вся­кая власть от Бога». Мне власть всякая хорошая, которая не делает мне вреда. Я везде говорил, что есть Бог и нужно веровать в Бога. Бог есть будущая наша жизнь. Против советской власти я не выступал, а держусь крепко за Божественные убеждения и призывал всех веровать. Из монастырских и скитских старцев я хорошо знал Иосифа, Нектария, Феодосия и Варсонофия. Все они уже умерли, они служили при мне в монастыре, в Оптине.

– Следствие располагает данными, что вы саботиро­вали уплату государственных налогов. Просим показать правду.

– Я средств для уплаты налогов не имел, поэтому го­сударственные налоги не платил, я жил, не имея хлеба.

Преподобномученик Марк родился 3 октября 1875 года в деревне Зайцево Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье крестьянина Емельяна Махрова и в крещении наречен был Михаилом. В Оптину Пустынь Михаил поступил в 1899 году, и про­ходил послушание садовника, а 24 июня 1911 года на престольный праздник святого Иоанна Предтечи, в тот же день, что и монах Евтихий, он был пострижен в мантию с именем Марк[7]. Духовником его был иеромонах Нектарий (Тихонов)[d].

С 1923 года, после закрытия обители, монах Марк по­селился в Козельске, зарабатывая тем, что помогал жителям в тех или иных работах, остальное время посвящая молитве на службах в храме или в келье. 30 октября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Сухиничах. На допросах он показал, что монахи сохранили монашеские традиции, участвовали в церковных службах, а зарабатывали случайными работами, что конечно раньше в монастыре жилось лучше, они были обеспечены хлебом и квартирой, а после закрытия обители, когда их отказывались принять на работу, жизнь ухудшилась, а теперь и совсем стало плохо.

Мученик Борис родился 23 июля 1886 года в деревне Слепцово Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Антона Козлова. Как многие тогда крестьян­ские дети, он в поисках заработка ушел в Санкт-Петербург и устроился на Путиловский завод. Но безбожная в то время рабочая среда была нравственно тяжела для религи­озного деревенского юноши, он ушел с завода и с 1909-го по 1911 год был трудником в одном из монастырей Санкт-Петербурга, затем служил у помещика в Малоярославце, работал в Калуге, а в 1920 году вернулся в родную деревню и стал заниматься крестьянством.

В 1926 году Борис Антонович был избран церковным старостой в Покровский храм в селе По­кровском недалеко от Слепцова. Вероятно, весьма ревностно ис­полняя свои обязанности, он стал раздражать безбожников и, желая закрыть и разорить храм, они Мученик Борис обязали его заданием по дровозаготовкам, которое он исполнить не смог, и суд приговорил его к одному году принудитель­ных работ и тремстам рублям штрафа. После отбытия наказания Борис Антонович поселился в Козельске, работать он устроился конюхом в городской больнице, где и жил, а все свое свободное время отдавал церкви, он пел на кли­росе в Благовещенском храме. Ближайшими его друзьями и единомышленниками стали жившие в Козельске монахи Оптиной Пустыни. Вместе с ними Борис Антонович и был арестован 28 октября 1937 года и заключен в тюрьму в Сухиничах.

Допрошенные следователем свидетели показали, что Бо­рис Антонович, «будучи враждебно настроен против совет­ской власти, в августе 1937 года доказывал, что Бог спасет людей от варваров, которые закрывают церкви. Тайно посе­щал церковь в выходные дни, где встречался с монахами»[8]. «Живя вместе с Борисом Козловым на квартире мне извест­но, что Козлов частенько... посещал монашеское сборище в церкви, но все это укрывал от посторонних граждан, дома читал церковные книги и доказывал, что только Бог избавит людей от мучений и призывал веровать в Бога»[9].

– Следствие располагает данными, что вы при боль­нице организовывали монахов, устроили монаха Тихона сторожем, чем вызвали недовольство служащих, и прово­дили контрреволюционную пропаганду против советской власти. Требуем правильного показания по этому вопро­су! – заявил следователь.

– Сторожем больницы в городе Козельске был принят монах Тихон, кто его рекомендовал, я не знаю, принял его завхоз... пропаганду против советской власти я не прово­дил и ничего по этому вопросу показать не могу.

– Следствие располагает данными, что вы тайно по­сещали сборище монахов Оптинского монастыря. Требуем показать правду!

– Сборища монахов я не посещал, но церковь я по­сещал и пел на клиросе вместе с монахинями.

21 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила мона­хов Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Савву (Суслова), Марка (Махрова) и мирянина Бориса Козлова к расстрелу.

Господу угодно было, чтобы в самый день праздника Введения Пресвятой Богородицы, 4 декабря, они пробыли в молитве, хотя и в тюрьме, но на земле. Монахи Евти­хий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и церковный староста Борис Козлов были рас­стреляны на следующий день, 5 декабря 1937 года, и погребены в общей безвестной могиле.

Составитель Игумен Дамаскин (Орловский)

«Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни».
Введенский ставропигиальный мужской монастырь
Оптина пустынь. 2008 год. Стр. 113-126.

Примечания

--------------------------------------------------------------------------------

[a] Преподобномученик. Память 12/25 октября.
[b] Преподобноисповедник. Память 6/19 апреля.
[c] Преподобномученик. Память 28 ноября/11 декабря.
[d] Преподобный Нектарий, старец Оптинский. Память 29 апреля/12 мая.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13976, л. 143 об.; ОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Д. 3. Л. 772 об., 790; Ф. 214. Опт. 367. Л. 81, 197 об.
[2] УФСБ России по Калужской обл. Д. П-12918. Л. 66 об.-67.
[3] Там же. Л. 68 об.-68.
[4] ГАКО. Ф. 903. Оп. 1. Д. 339. Л. 37 об.
[5] УФСБ России по Калужской обл. Д. П-12918., Л. 148.
[6] ОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Д. 3. Л. 772, 790; ГАКО. Ф. 903. Оп. 1. Д. 339. Л. 28.
[7] ОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Д. 3. Л. 771 об. ГАКО. Ф. 903. Оп. 1. Д. 339. Л. 29.
[8] УФСБ России по Калужской обл. Д. П-12918. Л. 63.
[9] Там же. Л.65

 ←  Священномученик Илия (Громогласов), протоиерей

Преподобноисповедница Параскева (Матиешина), инокиня  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1652