«Дело по указу коллегии об отпуске денежных средств на устройство иконостаса и каменных ворот в Успенской соборной церкви Святогорского монастыря», находящееся в Государственном архиве Псковской области освещает историю благоукрашения нашей Успенской обители.
Причины устройства нового иконостаса в главном храме обители отражены игуменом Вениамином в доношении в Псковскую Духовную Консисторию ( далее по тексту- ПДК) -это ветхость иконостаса. Но, братии в тот момент причиняла неудобство еще одна проблема- разрушение ворот обители.
Приведем часть текста доношения игумена Вениамина, ведь этот документ не опубликован, но имеет значение для истории обители:
« В духовную святейшего правительствующего синода члена преосвященного Иннокентия архиепископа Псковского и Рижского консисторию.
Святогорского монастыря от игумена Вениамина з братиею.
доношение
Во объявленном святогорском монастыре в соборной Успенской церкви помногопрошедшему времени иконостас со святыми образами пришел в крайнюю ветхость, так что на святых образах краска потемнела, и во многих местах и ликов образов тех не видно, и по резьбе позолота вся почернела, и грунт осыпался, и та резьба во многих местах попортилась. В церкви внутри и снаружи******* монастыря от двух каменных ворот (: коя с приездов состоят :) обмазка во многих местах опала и осыпалась и яз оных ворот одни с восточной стороны я совсем упали. И следует нам иконостас со святыми образами исправить, так и каменные строения внутри и снаружи соборноя церкви. И ворота вновь устроить и все обмазать и облить понастоящему. А то без деланных оных монастырь стал открытой и днем и ночью всякий народ входить может, отчего и опасно нам и шедшим в церкви быть. Небеззнатноя и совсем в немалой цене ризница церковная. А кольми паче на чудотворноя и тыя Божьей Матери образа дорогих риз и каменье и церковной утвари. От воровских людей похищенья и настоятелю с братиею и жительствовать опасно. Почему и з братиею почел за нужное о том представить покаманде своей в консисторию, что впредь з*** дабы нам не понести неповинного налога ***, и напрасного ответу. Завышеписанное исправление попоследним. (: Тыя художники и мастеровыя люди договора требуют. Именно, чтоб святыя образа написанием поновить, резьбу поправить. Явно весь иконостас против прежняго вызолотить, а в пристроенных местах посеребрить по обширности онаго. Четыре сот пятидесяти рублей. А нам етое строение снутри и снаружи церкви и с приезду обмазать и обелить.....» Нераборчиво, так как документ черновой, но можно понять, что в тексте идут рассуждения о цене работ. А затем вывод, что починку монастыря, на выдаваемые по штатному расписанию деньги осуществить невозможно. В конце документа игумен предлагает сотрудникам ПДК связаться с экономической коллегией для просьбы об отпуске средств на поновление иконостаса и ремонт в обители. Внизу документа дата: «1779» и черновые расчеты денежных сумм на ремонт.
Рассмотренный документ представляет собой черновик, чистовой вариант может находиться в фонде Псковской Духовной Консистории ГАПО. Следующий рассматриваемый архивный документ позволяет уточнить дату реакции ПДК на доношение игумена с братией. Доношение ПДК в контору духовного звания Государственной коллегии датировано «...13 декабря 1779-го году...».[22, л.3] В этом доношении фигурировала сумма на восстановление иконостаса и ворот обители — 497 рублей.[2, л.3]
Доношение ПДК в контору духовного звания Государственной коллегии датировано «...13 декабря 1779-го году...».[2, л.3] В этом доношении фигурировала сумма на восстановление иконостаса и ворот обители — 497 рублей,которую «...требовала...»ПДК.[2, л.3] В то время, а именно в 1793г., Святогорская обитель закупала различные продукты и предметы хозяйства. Так, 3 четверти ржи (629, 73 л.- 440,8 кг) стоили в нашей местности 15 рублей( 0.0113 руб./кг)[3, л.6], а сани- 1.3 руб, дрожки -1 руб. 10 фунтов(40,9 кг.) говядины стоили 0.3 руб.[3, л.3 об.], штоф (1,23л.) водки -1,6 руб.,а ведро( 12,295л) вина- 23 руб. [3, л.5]. Указанные цены позволяют нам примерно оценить размер и стоимость работ по реставрации иконостаса и ворот обители, сравнив расценки с современными.
Очень быстро, даже по современным меркам, был получен ответ ПДК на это доношение игумена. Указ архиепископа Псковского Иннокентия по этому поводу был подписан « ...генваря 28 дня 1780 -го году...».[2, л.4] В указе отмечено, что «...генваря 25-го дня 1780 году...» ПДК получила доношение « ...госудаственной коллегии духовного звания конторы...», где было сказано: «...По Ея Императорского Величества указу, в конторе доношения определено; в оную Псковского наместничества казенную палату послать(: не послано:) сообщение, коям требовано. да в оноя ******, позасвидетельствованию его преосвященства навозобновление имеющихся в оном Святогорском монастыре починок, требуемую сумму; всего четыре ста девяносто семь рублей из всех имеющихся в оноя палате ****** збору денег, по доверенности от его преосвященства в консисторию отпустить. И отдать оноя кому поверено будет с роспискою. И тем указом велено по принятии оноя суммы стараться те починки исправлять самою прочною работою, наблюдая при том чтоб при заплате за материалы денег передачи небыло, и по исправлении всего прислать обстоятельную ведомость. И по указу Ея Императорскаго Величества во псковскоя духовноя консистория определено: воную псковскаго Наместничества Казенную палату сообщить (: несообщено :) и в Консисторию писмянно, становым требованием, дабы оная казенная полата *********** означенную сумму четыре ста девяносто семь рублей, навозобновление вышепрописанных воном святогорском монастыре подоношению, в конисторию отпустить по доверенности от консисториии псковския тиунския палаты Благочинным священникам симеону дмитриеву, и иоанну алексееву, от которых в прием тех денег квитанцию оноя казенная палаты получить и иметь, повыданию означенных денег засилу указов консисторию уведомить письмянно. И отсим для ведома и вам святогорского монастыря Игумену вениамину з братиею послать. И из консистории сея указ, с тем чтоб вы, для получения и отвозу тоя суммы, в поназванной святогорской монастырь, прислали в консисторию нарочнаго, а в росход бы оноя суммы без вуказу Консистории неупоребляли;
И святогорсккго монастыря Игумену вениамину з братиею учинить о том посему Ея Императорскаго Величества указу, генваря «28»-го дня 1780-го году. - Иоанн Протопоп Троицкий» [2, л.4]
Из приведенного текста видно, что почтовое сообщение того времени, государственные учреждения, духовная консистория довольно быстро работали, рассматривая и пересылая документы. И если нам неизвестна дата доношения игумена в ПДК, то срок письменного сношения ПДК с московским учреждением, включая рассмотрение, подготовку, Высочайшего указа, дальнейший «спуск» его по инстанциям вниз составит короткий период с 13 декабря 1799 года по 25 января 1780. Причем ответ игумену ПДК подготовила уже через два дня - 28 января 1780 года. При нынешнем развитии техники срок ответа госучреждения на письменное обращение установленный действующим законодательством составляет один месяц, и это без учета времени пересылки почтой. Одно рассмотрение качества и скорости работы госучреждений царской России синодального периода внушает уважение. Отметим также строжайший контроль за расходованием государственных средств. В указе консистории и в указе ПДК прописан порядок выдачи, получения, расходования и отчета о доставке и расходовании государственных средств, выделенных за кратчайший срок на благое дело- восстановление иконостаса и ворот монашеской обители. В одном документе прописаны все детали, так, что читающим указ лицам, его исполнителям и контролерам сразу ясно каким образом следует проводить работы и отчитываться об их проведении и освоении выделенной суммы. Кроме того, все последующие документы консистории и игумена, содержащиеся в деле [2] обязательно содержат цитаты Высочайшего указа, которые говорят о порядке получения и использования казенных денег, а сами указы консистории и рапорты игумена подтверждают строгое исполнение Высочайшего указа. Для современной России это недостижимый уровень качества работы государственного организма.
Согласно рапорту игумена Вениамина указ ПДК был им получен, и в неуказанный день апреля 1780г. он рапортовал в консисторию о получении его и писал «...а ныне в оном монастыре живописные мастера города духовщины жители данила екимов сын рубцов, и яков афанасьев явились, и помянутый церкви иконостас контрактом исправить обязались ценою за четыреста пятьдесят рублев. Почему и потребно им ныне выдать на покупку золота и серебра и протчих материалов денег двести рублев. Того ради духовной консистории сим репортом почтенно представляю, и соизволит ли консистория приказать означенные деньги двести рублев, показанным мастерам выдать, и впредь когда потребно будет означенную сумму в расход употреблять, об оном прошу определить указом, означенная принятая сумма храниться в оном святогорском монастыре в казенной церьковной полате под присмотром того монастыря казначея иеромонаха софония и иеродиакона симона, и еще продавца монастырского штатного служителя федора кондратьева. апреля дня 1780г. Святогорского монастыря игумен Вениамин з братиею». [2, л.5]
Данный указ проливает свет на ранее неизвестные нам имена мастеров поновлявших иконостас. Теперь известно, что это жители г. Духовщина Даниил Екимов и Яков Афанасьев. Их имена теперь можно вписать в монастырский синодик для поминовения.
Как видно из следующего указа ПДК №474 полученного монастырем 17 апреля 1780года, данный рапорт был получен консисторией 7 апреля и своим указом консистория определила выдать мастерам необходимую сумму: «...благоволит консистория приказать означенные деньги двести рублей показанным мастерам выдать, и впредь когда потребно будет означенную сумму в расход употреблять...»[2, л.6 об.] Данный указ написал «... апреля «8»-го дня «1780»-го года. Иосиф Архимандрит монастыря Псково-Печерского.» [2, л.7]
Интересно отметить, что архимандрит употребляет форму «рублей», даже цитируя игумена Вениамина , в то время, как святогорский игумен употребляет форму слова -«рублев».
Следующий документ в рассматриваемом деле- это контракт мастеров из города Духовщины Даниила Екимова, сына Рубцова и Якова Афанасьева на восстановление иконостаса Успенской церкви Святогорского монастыря. Документ плохо сохранился и был предоставлен архивом в копии, как и все дело. Поэтому вся информация из него недоступна. Но некоторые подробности, имеющие значение для восстановления вида прежнего иконостаса можно почерпнуть из данного контракта.
В частности в контракте указано: « ...подрядились мы в оном святогорском монастыре в Успенской церкви прежний иконостас взалотить золотом двойником первого номера...». [22, л. 8] Далее: « Красками где прилично ******** святыя образа и верхнее распятие с предстоящими возобновить; свету на молитвенные образа взолотить червонным золотом; а на праздичныя образа тая доверха взолотить променом(: как в мирожском монастыре:)...», «... и покрыть местные образа и спасителев что над царскими дверьми лаком самым хорошим...» [2, л. 8].
Еще один контракт, содержащийся в деле, подписанный « «1780» года Апреля «30»-го дня...» и также мало сохранившийся позволяет установить имя еще одного мастера, принимавшего участие в восстановлении иконостаса. Это «...города торопца мещанин Федор Иванов, сын Грибовский...», который «...подрядился в оном монастыре соборной Успенской церкви имеющияся царские двери **** устроить резьбою таковой, каковой ена представлена рисунком...»[2, л. 9]. Ниже в документе приводятся записи о выдаче средств мастеру по датам. Сам рисунок царских врат представлен на последнем листе дела и приводится в приложении. [2, л.10]
Итак «Дело по указу коллегии об отпуске денежных средств на устройство иконостаса и каменных ворот в Успенской соборной церкви Святогорского монастыря» дает нам следующую новую полезную информацию об устройстве иконостаса обители:
Иконостас пришел в ветхость и его восстановление финансировалось из государственной казны со строгим контролем расходования средств.
В реставрации иконостаса принимали участие живописные мастера из города Духовщины ( Смоленская губ., город с 1777г) Данила Екимов и Яков Афанасьев.
Украшал резьбой Царские врата Успенской церкви Святогорского монастыря в 1780 году мещанин из г. Торопца Федор Иванов.
Иконостас собора золотился « золотом двойником первого номера». Иконы золотились «червонным золотом», поновлялись красками и покрывались «лаком хорошим».
Иконостас венчался распятием с предстоящими. Над Царскими вратами был образ спасителя. Некоторые работы выполнялись по образцу иконостаса Мирожского монастыря.
Общая сумма работ и расходов в связи с их проведением составляла согласно реестру 492, 75 руб [2, л. 11]
Установление новых фактов касающихся реставрации иконостаса Успенского собора, приведенных в данной статье дополняет известную нам историю обители, позволяет организовать молитвенное поминовение мастеров.
Источники и литература:
1. Иоанн, игумен., Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии, 1899
2. Дело по указу коллегии об отпуске денежных средств на устройство иконостаса и каменных ворот в Успенской соборной церкви Святогорского монастыря //ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 6 Неопубл.
3. Книга прихода и расхода денежных сумм за 1793 год // ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 35 Неопубл.
Прот. Михаил Иванов, настоятель Казанской церкви Пушкинских Гор 09.12.2011г.
Опубликовано в сокращении в газете Пушкинский край 10 февраля 2012г.
Эскиз Царских врат соборного Успенского храма Святогорского монастыря 1779-1780гг
|