Святогорская повесть arrow О Святых Горах arrow Листок Казанской церкви Пушкинских Гор №13 - Рождество Христово 2010г
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.

Листок Казанской церкви Пушкинских Гор №13 - Рождество Христово 2010г

Печать
02:01:2009 г.
Что означает быть "По образу", и о том, что человек справедливо считается образом первообраза. И что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, и потому, став причастником Святого Духа, он бывает с Богом по усыновлению и благодати, будучи познаваем только теми, в ком действует Святой Дух (44; 34)

 

Слава, честь, хвала и гимны

В жизнь приведшему весь космос

Словом творческим и волей[4] -

В Лицах трех, трех Ипостасях,

Но в единственной природе

Поклоняемому Богу.

Бог есть Троица Святая,

Вышесущностная Сущность[5],

В Лицах трех одна природа,

В равночестных Ипостасях,

Неразлучных, нераздельных,

Естество одно и слава,

Мощь единая и воля.

И она, всего Причина,

Сотворив меня из праха

И живую душу дав мне[6],

Отослав меня на землю,

Свет позволила мне видеть,

В свете ж — мир, луну и солнце,

Звезды, небо, землю, море,

Все, что мир сей наполняет,

Мне дала и ум, и слово[7].

Но внимай словам дальнейшим!

Нам по образу святого

Безначальнейшего Слова,

Бог дал слово, то есть разум,

Ведь словесные — от Слова

Несозданного, благого,

Неприступного и Бога.

Но по образ, конечно,

И душа у человека -

Сей словесный образ Слова.

- Как? скажи мне, объясни мне!

- Слушай дальше то же слово.

Слово Божие — от Бога

И совечно, сопрестольно

Самому Отцу и Духу,

Но душа ведь точно так же

Вся по образу явилась

Бога Слова: обладает

И умом она, и словом,

Их имея нераздельных,

По природе неслиянных

И во всем единосущных.

Эти три[8] — одно в единстве,

Но одно и разделенье,

Ведь всегда соединяясь,

Постоянно разделяясь,

Неслиянными бывают,

Неделимыми на части.

Коль одно из них отбросишь,

То лишишься и других ты,

ведь душа ума лишившись,

Потеряв способность слова,

Вся подобна бессловесным.

Но и без души не могут

Пребывать ни, ум ни слово.

А по образу ты можешь

Представлять и Первообраз:

Нет без Духа и не будет

Ни Отца совсем, Ни Слова.

Дух — Отец, Сын также Дух есть,

Хоть и плотью Он облекся,

Но и Дух, опять же, Бог есть;

Три Они[9] всегда едины

В существе и по природе,

Точно так же, как едины

Наши ум, душа и слово.

Но Отец неизреченно

Из Себя рождает Слово,

И как ум мой происходит

От души, скажу же лучше -

Ум в душе моей всецело,

Точно так же Дух исходит

От Отца неизреченно

И в Отце Он пребывает.

А как ум рождает слово,

Произносит, посылает

И для всех его являет,

Но при том неотделенным

Он от слова остается

И в себе рождает вечно:

Бог Отец не отделялся

Никогда от Бога Сына[10],

В Сыне Он бывает видим,

Но и Сын в Нем пребывает.

Этот образ совершенный,

Хоть вполне он и не ясен,

Показало ныне слово,

Но познать его не сможешь

Никогда ты и увидеть,

Если прежде не очистишь.

Если прежде не омоешь

Образ свой от всякой скверны,

Если образ не достанешь -

Весь засыпанный страстями -

И не вытрешь совершенно,

Также если не разденешь

И, как снег, не убелишь ты[11]

Весь божественный свой образ.

Если ж сделаешь все это,

Хорошо себя очистив,

Доведя до совершенства

Образ свой, то и тогда ты,

Первообраз не увидишь,

Не поймешь и не познаешь,

До тех пор, пока тебе он

Не откроется всецело

Через Духа Всесвятого.

Ибо Дух всему нас учит,

В несказанном свете славы

Весь блистая и сияя;

И по мере очищенья

Всей души твоей от скверны

Он в уме твоем покажет

Умный мир[12], насколько сможешь

Воспринять ты и увидеть,

И насколько то возможно

И доступно человеку.

Станешь ты подобен Богу,

Подражать Ему стараясь

Всеми добрыми делами:

Целомудрием, бесстрашьем

И любовью к человеку,

В искушениях терпеньем

И к врагам своим любовью[13].

В том и есть любовь к всем людям,

Если ты врагов жалеешь,

Как друзей, добро творишь им,

Как родным своим собратьям,

Если молишься за всех ты,

Кто тебе нанес обиды,

И любовь всегда являешь

Всем равно: и злым и добрым,

Если душу ежедневно

Полагаешь за спасенье

Одного — чтоб не погиб он,

Если ж можно, то за многих.

Так научишься ты, чадо,

Подражать Творцу делами,

Верным образом Владыки

Станешь ты и совершенства

Подражателем ты будешь.

Но тогда тебе Создатель -

Слушай, что скажу я дальше! -

Ниспошлет Святого Духа:

Не какую- то иную

Он тебе подарит душу

По сравненью с той, что ныне

Ты имеешь[14], но вдохнет Он

Внутрь тебя Святого Духа,

Исходящего от Бога.

Этот Дух в тебя вселится,

Обитать в тебе Он будет,

Просветит и осияет

Он тебя, соделав светом,

И всецело переплавит[15],

Сделав тленное нетленным,

Обновит Он, — говорю я, -

Обветшавшее жилище -

Дом души твоей погибшей.

Вместе с нею Он все тело

От истления избавит

И тебя по благодати

Богом сделает, подобным

Первообразу — о чудо!

О неведомая тайна,

Что познать никак не смогут

Все, кто страстью одержимы,

Что неведома всем гордым,

Миролюбцам, славолюбцам,

Что всегда от всех гневливых

И злопамятных сокрыта,

От завистливых и пьяниц,

Блудников и злоязычных,

Плотолюбцев, сребролюбцев

И обжор, и тайноядцев[16],

Празднословов, сквернословов

И беспечных и ленивых,

И от тех, кто ежечасно.

Покаянье не приносят,

Кто не плачут ежедневно,

Кто являют непокорность,

Кто всегда со всеми спорят,

Кто живут без всяких правил[17],

И от тех, кто, величаясь,

Почитают себя чем-то,

Будучи ничем[18], конечно,

Кто гордятся пред другими

Ростом, силой и здоровьем,

Красотой лица и тела

Или чем-либо подобным,

И от тех, кто не имеют

Сердца чистого[19], не просят

С теплотой сердечной Бога,

Чтоб им дал Святого Духа,

Кто не веруют, что Дух сей,

Всем желающим дается

В наше время, как и прежде,

Ведь неверье отгоняет

Пребожественного Духа.

Кто не верит, тот не просит,

Не просящий — не приемлет[20],

Не принявший — мертв, конечно,

А о мертвом как не плакать,

Что себя живым считает,

Мертвым будучи всецело?

Мертвецы ведь мертвых видеть

И оплакивать не могут,

А живые, видя мертвых,

Огорчаются и плачут,

Потому что видят чудо

Но понять его не могут:

Умерщвленные как будто

И живут, и даже ходят,

И слепые — мнят, что видят,

И глухие — мнят, что слышат.

Да, они живут и видят,

Но как рыбы или птицы,

Да — и думают, и слышат,

Но подобно бессловесным:

Чувством чувствовать не могут,

В мертвой жизни[21] пребывая.

Можно жить ведь неживому,

Можно зрячему не видеть,

И имея слух — не слышать.

- Как? скажи мне. Слушай дальше.

Те, кто здесь живут по плоти,

Кто на здешнее лишь смотрят,

Кто божественные речи

Слышат плотскими ушами,

Все они духовно глухи,

Слепы и мертвы всецело,

Возрожденья к новой жизни

Не сподобились от Бога[22],

Не восприняли и Духа,

И глазами не прозрели,

И Божественного света

Не увидели, слепые,

И Святого Духа голос

Не услышали, глухие.

Как же могут таковые

Христианами считаться?

Но божественного Павла

Ты послушай, или лучше -

Самого Христа, так ясно

Говорящего об этом:

Человек был первый перстным,

Из земли ведь был он создан,

Человек второй — небесный,

Ибо Он с небес спустился”[23].

Будь внимателен к словам сим.

Ведь каков был первый, перстный,

Таковыми все земные

Люди, перстными, рождались,

А каков Христос Небесный,

Таковыми все бывают

Те, кто веруют Владыке[24],

Возродившееся свыше

И крестившееся Духом[25].

Бог — родивший, таковыми

И рожденные бывают

От Него: от Бога — боги,

И Всевышнего сынами

Называет их Писанье[26],

Ибо Бог усыновил их.

Слышал Божьи изреченья?

Слышал, как Он отделяет

Верных Богу от неверных,

Как дает им знак, отличье,

Чтоб ученьями чужими

Все они не обольщались?

От земли — сказал Он, — первый,

Ибо создан был он перстным,

От небес — второй, Владыка

Всей земли, с небес сошедший.

Первый смерть принес всем людям,

Ибо заповедь нарушил -

И все люди стали тленны,

А второй принес на землю

Жизнь и ныне всем приносит

Свет, бессмертье и нетленье[27].

Слышал, что тебе служитель

Говорит небесных таинств?

Слышал Господа, Который

Говорит устами Павла,

Научая нас, какими

Все должны быть те, кто верят

И в делах являют веру?[28]

После этого нимало

Ты не должен сомневаться:

Если сам христианин ты,

То каков Христос Небесный,

Таковым и ты быть должен.

Если ж нет, христианином

Как дерзаешь называться?

Ибо если говорит он,

Что каков Господь Небесный,

Таковы все те, кто верят

Во Христа — они небесны,

То, конечно, остальные,

Кто о мире помышляют

А живут по воле плоти -

Не от Бога, не от Слова,

Что с небес сошло на землю,

Но они — от человека,

Сотворенного из персти.

Так ты думай, так и веруй

И старайся стать небесным,

Как сказал с небес Сошедший,

Всей вселенной жизнь дающий.

Он есть хлеб, сходящий свыше[29]:

Кто его всегда вкушают,

Те вовек не узрят смерти[30],

Ведь небесными став в жизни,

Все они во век пребудут

И совлекшимися тленья,

И отбросившими смертность,

Облеченными в нетленье,

Прилепившемися к жизни.

Стали все они бессмертны

И соделались нетленны,

Потому и называют

Их небесными по праву

Ибо кто из нас от века -

Из Адамовых потомков -

Таковым назваться мог бы,

Прежде чем с небес на землю

Не сошел Владыка твари,

Царь земных, Господь небесных?

Он от нас воспринял тело,

Нам же Духа дал Святого,

Как мы много раз сказали[31].

Дух же сей, как Бог Небесный

Это все и подает нам.

- Что “все это“? — То, о чем я

Многократно говорил вам,

Но скажу теперь я снова.

Он бывает как бы некой

Пребожественной, чудесной,

Световиднейшей купелью.

Он – кого найдет достойным -

Тех всецело обнимает

И внутри Себя содержит.

Как скажу, как изреку я

То, что с ними происходит?

Дай мне слово, о мой Боже,

Душу некогда мне давший!

Дух Божественный и вечный,

Если внутрь Себя кого-то

Восприимет, тех как Бог Он

Совершенно обновляет,

Обновив — воссозидает,

воссоздав — новотворит их[32]

Несказанно и чудесно!

- Как же Дух не приобщится

Их не чистоте и скверне?

- Точно так же, как не примет

Черноты железа пламя,

Но, напротив, сообщает

Все железу, что имеет,

Дух Божественный, нетленный,

Бесконечный и бессмертный,

Всем им дарует не тленье,

Сообщает им бессмертье.

Он как свет незаходимый

Всех соделывает светом,

В ком вселиться соизволит.

Будучи всецело Жизнью,

Жизнь с избытком[33] Он дает им.

Как с Христом одноприродный,

Как Ему единосущный

И Ему единославный[34],

С Ним всегда соединенный,

Он и им дает все это -

И они все совершенно

И во всем Христу подобны.

Ведь Владыка не завистлив,

Не боится Он, что смертный,

По Его же благодати,

Сам Ему же станет равен;

Не считает Он, что люди

Не достойны быть подобны

Божеству по благодати.

Нет, Он радуется сильно,

Утешается всемерно,

Видя нас, людьми рожденных,

Но по благодати ставших

Таковыми, каковым Он

Был и будет по природе[35].

Ибо Он — наш Благодетель,

И поэтому Он хочет,

Чтоб и мы такими были.

Если ж все мы не такие,

Не во всем Ему подобны,

Как мы с Ним соединимся, -

Говорит Он, — как пребудем

С Ним, не будучи такими?

Как Он в нас вселиться сможет,

Коль Ему мы не подобны?

Зная в точности об этом,

Постарайтесь воспринять вы

Все Божественного Духа,

Исходящего от Бога,

Чтобы сделаться такими,

О каких мы говорили -

И небесными всецело,

И поистине богами,

Как сказал Господь и Царь наш,

Чтоб Небесное вам Царство

Унаследовать навеки.

Если ж вы здесь не старались

И небесными не стали

И не станете такими,

Как хотите жить на небе,

Как хотите с Ним вселиться,

как войти хотите в Царство,

Воцариться, пребывать там

С небожителями вместе

И с самим Царем и Богом?

Так бегите же, спешите,

Подвизайтесь все усердно,

Чтоб Господь нас удостоил

Жить в Своем Небесном Царстве,

Пребывать с Христом-Владыкой,

С Ним соцарствовать, Который

Всякой славы и державы

И хваления достоин

Со Отцем и Духом ныне,

Непрестанно и во веки.

 

Примечания

[1] Ср. Быт. 1:26.

[2] По чтению некоторых рукописей: “образом Бога”.

[3] Гимн написан анакреонтическим восьмисложником и переводится размером оригинала. Это один из самых длинных гимнов преп. Симеона: в оригинале (и в нашем переводе) он состоит из 434 строк.

[4] Букв. “всю тварь из небытия в бытие приведшему одним словом и волей Своей”.

[5] Ср. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1,1.

[6] Ср. Быт. 2:7.

[7] Греч. слово logos означает не только “слово”, но и “разум”, а также “словесность” человека (т.е. его способность выражаться при помощи слов). Здесь и далее в гимне преп. Симеон использует термин в различных значениях: “разум” человека есть образ Бога Слова; душа — “словесный образ Слова; и т.д. Эту игру смыслов и оттенков не всегда удается воспроизвести в переводе.

[8] Т.е. душа, ум и слово.

[9] В оригинале стоит ta amfotera, что обычно переводят как “оба”, “оба они”, “и то, и другое”. Иеромонах Пантелеимон перевел как “оба Они”, указав в сноске “т.е. Бог и Дух” (Божественные гимны, с.147). Однако эти amfotera в тексте сравниваются с умом, душой и словом, из чего ясно, что речь идет о трех, а не о двух Лицах. В греческом слово amfotera не обязательно означает “два”. Ср. Деян. 23:8: “Ибо саддукеи говорят, что нет ни воскресения, ни ангела, ни духа, а фарисеи признают и то, и другое (ta amfotera)”. Исходя их этого словоупотребления, мы переводим “три Они”, имея в виду все три Лица Святой Троицы.

[10] Эта фраза могла быть ответом на вопрос Стефана Никомидийского “Как отделяешь ты Отца от Сына?” В гимне 21-м, отвечая на этот вопрос, преп. Симеон говорит, что Сын “совершенно не отделяется от Отца”, но “пребывает в лоне Отца” (см. Гимн 21, 208-210).

[11] Ср. Ис. 1:18.

[12] Букв. “в уме твоем покажет все мысленное”.

[13] Ср. Мф. 5:44.

[14] Этой ремаркой преп. Симеон, возможно, хотел отмежеваться от учения мессалиан, которые утверждали, что истинные христиане получают новую душу при своем обращении.

[15] Глагол anachonevo означает “переплавить”, “заново отличть”. Речь, таким образом, идет не просто о духовном возрождении и очищении, но о кардинальном изменении всей человеческой природы под действием Святого Духа.

[16] “Тайноядение” (lathrofagia) — вкушение пищи монахом втайне от остальной братии.

[17] Букв. “кто живут по своим собственным правилам” (греч. idiorrythmoi).

[18] Ср. Гал. 6:3.

[19] Ср. Пс. 50:12; Мф. 5:8.

[20] Ср. Мф. 7:8.

[21] Букв. “в умерщвленной жизни”.

[22] Букв. “совершенно не родились от Бога, чтобы жить”.

[23] Ср. 1 Кор. 15:47.

[24] Ср. 1 Кор. 15:48.

[25] Ср. Ин. 3:3.

[26] Ср. Пс. 81:6.

[27] Ср. Рим. 5:15-18.

[28] Ср. Иак. 2:18.

[29] Ср. Ин. 6:33.

[30] Ср. Ин. 6:50.

[31] Преп. Симеон ссылается на свои другие сочинения, где он говорил о том же. Например, в одном из гимнов он пишет: “Взяв (от нас) плоть, Он дал нам Божественного Духа” (Гимн 15, 122).

[32] Т.е. делает новыми (греч. kainourgeo).

[33] Ср. Ин. 10:10.

[34] Преп. Симеон использует классические богословские термины homofyes (единоприродный), homoousios (единосущный), homodoxos (единославный), употреблявшиеся Св. Отцами для вырпажения единства между Отцом и Сыном.

[35] По учению восточных Отцов Церкви, человек благодаря обожению становится “по благодати” тем, чем Бог является “по природе”.

 



 

Последнее обновление ( 06:01:2010 г. )
 

Добавить комментарий

При добавлении комментариев следует руководствоваться правилами приличия. Недопустимо сквернословие.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Защитный код
Обновить

« Листок Свято - Казанской церкви № 14 - Пасха Христова 2010г   Листок Казанской церкви Пушкинских Гор №12 - Рождество Христово 2009г »

 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

 
 
 
 
0.179