Святогорский монастырь и Отечественная война 1812г
25 декабря в день Рождества Христова император Александр I подпишет
манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России
от нашествия неприятельского».
Фонд Святогорского монастыря, Государственный архив Псковской области. Дело
№81 опись.1: Указы Псковской Духовной консистории за 1813г Ф. 328 оп.1 №81 л.14-15)
Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России
от нашествия неприятельского»
«Объявляем
всенародно. Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами
неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить
злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и
собранные им против Нас почти со всех Европейских держав страшные силы, и
подвигаемый алчностью
завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой
Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно
порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.
Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и
наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и
видя уже его с неукротимою яростью вступавшего
в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем,
призвав на помощь Бога, обнажить меч свой, и обещать Царству Нашему,
что Мы не упустим оной во влагалище, доколе хотя един из неприятелей
оставаться будет вооружен в земле нашей. Мы сие обещание положили твердо
в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам
народа, в чем и не обманулись.
Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости
показала Россия! Вломившийся в грудь её враг всеми неслыханными
средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она
хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось
с пролитием крови её умножался в ней дух мужества, с пожарами градов её
воспалялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов
Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско,
Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все
Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни,
составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только
же пылающую любовь к отечеству, только любовью к Богу.
От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли
имоверные, едва ли слыханные.
Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое
знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый
неприятель вошел в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около
полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением
проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает
повсюду разливать огонь и опустошение.
Но
едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он?
Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: «я видел нечестивого
превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и
вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел». По истине сие
высокое изречение совершилось во всей силе смысла своего над гордым и
нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных
ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив
кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских,
Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных
и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен,
и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок
целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред
ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном
бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками, и встречаемая
морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России,
трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их
многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и
безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к
вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная
казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра
могущественной России.
Ныне с сердечною радостью и горечью к Богу благодарность
объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и
самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей,
выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или
лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и
пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими
чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все
привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и
потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших.
Зрелище
погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим
поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у
Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца,
принесшего бессмертные
Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и
военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего
храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше
сил человеческих.
Итак, да познаем в великом деле сем промысел
Божий. Повергнемся пред Святым его Престолом, и видя ясно руку его,
покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах
наших, научимся из сего великого и страшного
примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не
похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов
наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и
воронам!
Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и
чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к нему путем, в
храм святости Его, и там, увенчанные
от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты, и припадем
к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами, и
прекратит брани и битвы, ниспошлет к нам, побед победу, желанный мир и
тишину».
Двадцать пятого декабря 1812 года (Рождество Христово1812г.) в городе Вильно
российский император Александр I утвердил Манифест об изгнании
наполеоновской армии из России и окончании Отечественной войны 1812
года. Император повелел ежегодно в день Рождества Христова праздновать и
великий День Победы. Именно поэтому окончание Отечественной войны 1812
года отмечается в России по старому стилю, а не по новому.
Военная галерея 1812 г. в Зимнем дворце - Портрет Александра I (1777-1825) верхом на коне (N 212889)
Император изображен на фоне Парижа, на лошади Эклипс, подаренной
Наполеоном в 1808 г. В Эрфурте, на которой Александр I въехал в Париж в
1814 г. В общегенеральском мундире, с лентой ордена св. Андрея
Первозванного, объединенными звездой ордена св. Андрея Первозванного,
знаками ордена Подвязки (Англия) и Меча (Швеция), знаком ордена св.
Георгия 4-й ст., медалью "В память Отечественной войны" и знаками
иностранных орденов. Портрет написан специально для Военной галереи
Зимнего дворца.
|