Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Святитель Василий Острожский (Захолмский, Скендерийский, Требинский, Сербский)

Святитель Василий Острожский – один из самых почитаемых сербских святых. По сей день не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия. Многочисленные свидетельства очевидцев – наших современников, видеозаписи укрепляют почитание этого святого в народе. Не иссякает поток паломников и туристов со всех стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения Острожского чудотворца. В 70-х – 80-х годах прошлого века в день Святой Троицы (престольный праздник монастыря Нижний Острог) собиралось со всех сербских земель около 15 тысяч человек, что составляло 1/10 часть тогдашнего населения Черногории.

Он родился в селе Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610 г. у набожных родителей Петра и Анастасии Йованович и при Крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему. Когда Стоян подрос, родители отвели его в ближайший монастырь Завала, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был дядя Стояна – Серафим. В монастыре было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь Стоян учился мудрости Священного Писания и святых отцов, а также полезным светским наукам.

Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, в котором находилась резиденция Требиньской епархии. Здесь он принял постриг с именем Василий. Вскоре преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического сана.

Из монастыря Тврдош св. Василий направился в Черногорию, где тогдашний черногорский митрополит Мардарий (по прозвищу Корнетский владыка) задержал его у себя в Цетиньском монастыре. В это время в Черногории при попустительстве Мардария иезуиты активно вели униатскую пропаганду. Св. Василий убеждал митрополита выступить против латинской ереси, но Мардарий его не слушал.

Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду, новорожденный ребенок проговорил: "Корнетского владыки". Тогда Василия оправдали, а Мардария забросали камнями, насыпав над ним целый каменный курган, который называют "могилой Корнетского владыки".

После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он как духовник и пастырь обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и агентов латинской унии, которые искали возможность его убить.

Вскоре св. Василий направился на Афон через монастыри Жупу Никшичскую, Морачу и Джурджеви ступови (Георгиевские столбы). По дороге он заехал в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться в Печ.

На Афоне Cв. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращени его в Печ патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638 г. рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше.

Вернувшись в родные края, святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.

В это время турки убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина, чья резиденция находилась на окраине Никшича. Тогдашний печский патриарх св. Гавриил (Раич), впоследствии пострадавший как священномученик, воссоединил Восточную и Западную Герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом св. Василия.

Турецкие притеснения вынудили святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженский храм. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.

Поблизости от Острога жил князь Раич со своими шестью сыновьями, который чинил монахам всяческие притеснения. Будучи в 1667 г. у печского патриарха Максима, святитель поведал ему о насилиях князя, и патриарх написал Раичу письмо, в котором пригрозил проклятием всякому, кто дерзнет вредить монастырю и его насельникам. И сам Василий предсказывал князю, что если он не прекратит творить неправду, то лишится своих сыновей. Это пророчество вскоре исполнилось. Опечаленный князь Раич принес искреннее покаяние в своих грехах, и Господь, по предсказанию св. Василия, вновь утешил его мужским потомством.

Неустанно подвизаясь в посте и молитве, святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля (12 мая) 1671 г. мирно предал свою душу в руки Господа в своей келлии. Из скалы, у которой находилась его келлия, выросла виноградная лоза. Тело святого монахи погребли в Введенской церкви.

Чудеса святителя Василия Острожского

Исцеление тяжелобольной женщины


В августе 1957 г. в Верхний монастырь привели тяжелобольную женщину по имени Лена Юнчай из села Друме. Привели ее муж и деверь. Лена была настолько больна, что с железнодорожной станции Острог мужчины несли ее до монастыря с большим трудом. Добравшись до Верхнего монастыря, они сразу вошли в церковь и приступили к раке с мощами святого Василия. Они попросили, чтобы над больной была прочитана молитва о здравии, что и было сделано. После молитвы родственники попросили, чтобы их больная осталась ненадолго полежать под ракой с мощами, и получили на это благословение. Больная заснула под ракой с мощами и проспала около двух часов. Потом ее разбудили, и вместе они отправились домой. Больная чувствовала себя намного лучше. Добравшись до дома, она начала ощущать прилив сил и вскоре совершенно выздоровела. Спустя несколько дней пришло письмо от ее родных, в котором они сообщали, что Лена полностью выздоровела. Все они благодарили Бога и святого Василия.

Личное свидетельство об исцелении в Остроге

В сентябре 1956 года на поклонение мощам свт. Василия пришел Драго Чабаркапа из села Врулье, что под Плевальем. Он рассказал следующее: «Более двух лет у меня часто болел желудок. Я обращался к врачам в Плевалах, Приеполье и Сараево. Врачи были в недоумении по поводу характера моего заболевания. В конце концов, они выяснили, что у меня язва желудка. После этого мне предложили лечь на двадцать дней в больницу, а потом, по письменному согласию родителей, меня должны были оперировать. Несмотря на сильные боли, которые с каждым часом становились все невыносимее, я не соглашался на операцию и пошел домой. Придя домой, я лег в постель, с которой никуда не мог сдвинуться. В том же году в марте месяце, находясь на одре болезни, я видел один необычный сон. Мне снилось, что я иду по совершенно мне неизвестной дороге. Из-за неизвестности пути меня объял великий страх, который усилился, когда я с этой дороги свернул к одной маленькой пещере, наполненной мраком. Внезапно в ней появился неизвестный мне человек и спросил, почему я плачу? Я ответил ему, что мне страшно, потому что никого нет со мной. Тогда он сказал мне, чтобы я шел с ним, и я пошел. Мы дошли до небольших ворот, которые были закрыты. Неизвестный человек открыл их, и мы оба вошли внутрь. Помещение было красивым и очень светлым, хотя я нигде не видел лампы. Тогда он сказал мне: «Здесь ты будешь ночевать. Это дом святого Василия».

После этих слов я пробудился ото сна, глубоко потрясенный увиденным. Этот сон я тут же рассказал своим родителям, которые согласились, чтобы я сразу пошел в Острог. Так вместе с матерью, хоть и тяжело больной и изнеможенный, я в первый раз отправился в Острог. В монастыре я переночевал у святого две ночи. Ежедневно надо мной читалась молитва. Мне сразу стало легче, а спустя два дня я совершенно исцелился и веселый и здоровый отправился к себе домой. Радость моих родителей была безгранична. Из благодарности святому отцу Василию за исцеление я пришел и в этом году со своим дядей Дашей Цмиляничем и матерью Милей. Я всегда молюсь Богу и святому Василию, чтобы и впредь хранили меня и всех моих родных от всякой напасти».

Исцеление от нервного расстройства

Молодая девушка из окрестностей Бара Вера Й., работавшая служащей, в 1950 году внезапно заболела каким-то тяжелым нервным расстройством и была не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Обеспокоенные родители водили ее по разным врачам и искали помощи у лучших специалистов невропатологов в клиниках Белграда и Загреба, но, к сожалению, безуспешно. Изо дня в день состояние ее здоровья стремительно ухудшалось. Когда уже была потеряна всякая надежда на выздоровление, мать решила, втайне от соседей, отвести ее в Острог. В начале зимы того же года они отправилась в путь. С огромным трудом им удалось преодолеть расстояние от Нижнего монастыря до Верхнего. Девушку охватила сильная слабость. Пытаясь вернуться назад, она дергалась, как бесноватая. С большими усилиями ее довели до Верхнего монастыря, где над ней была прочитана молитва о здравии. Ночевать они остались там же, в Верхнем монастыре, и на следующее утро девушка, к великому изумлению своей матери и всех присутствующих, оказалась совершенно здорова. Она вернулась радостная к себе домой и уже через несколько дней вернулась к своим служебным обязанностям.

Исцеление тяжелобольной мусульманки

6 мая 1964 года мусульмане Асиб Гушо и Шевка Зайко привели тяжелобольную, также мусульманку, Фатиму. Фатима была тяжелобольной. Целых пять лет она страдала от каких-то ужасных судорог по всему телу. От болей несчастная приходила в бессознательное состояние и в муках кричала и ругала своих близких. За эти пять лет тяжелой болезни, переходившей в умопомрачение, они обошли с больной всех врачей, лекарей и травников, но исцеления и помощи не было.

Родственники слышали о том, что в Остроге бывают исцеления от таких болезней, и Асиб вместе с соседом Шевкой привели ее в Верхний монастырь. Когда они подвели ее к церкви, в которой почивает тело св. Василия, больная громко закричала: «Не хочу туда входить». Так повторилось несколько раз. При этом она пыталась вернуться назад. Хранитель мощей открыл им церковь, а потом и раку св.Василия, и помог подвести больную к мощам. Им удалось это сделать с большим трудом. Держа больную за руки, родственники убедили ее поцеловать мощи святого. Как только она это сделала, тело ее было охвачено сильными судорогами и дрожью, так что на Фатиму было страшно смотреть. Когда больная немного успокоилась, над ней была прочитана молитва, по совершении которой ее вновь охватили страшные судороги, от которых ее бросило в жар. Но это состояние продлилось недолго. Неожиданно на глазах у всех она совершенно успокоилась, склонилась у раки святителя и стала молиться. Прошло немного времени, и Фатима встала со словами: «Слава Богу и святому Василию – я здорова. У меня ничего не болит».

Сказав это, она припала к раке святого и стала ее целовать. Присутствовавшие, удивленные такой милостью Божией, возблагодарили Бога и Его угодника за это чудесное исцеление.

В эту ночь больная совершенно спокойно провела в Остроге, а когда рассвело, она первая пришла на утреню, чтобы еще раз поблагодарить Бога, исцелившего ее по молитвам св.Василия.

Перевод и составление Андрея Шестакова по книге «Свети Василиjе Острошки чудотворац»

 ←  Мученики Диодор и Родопиан Афродисийские (Карийские)

Святитель Игнатий Брянчанинов, еп. Кавказский  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1806