Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Праведный Боголеп (Ушаков), Черноярский, отрок

Боголеп (Ушаков), Черноярский (1647 - 1654/1659), отрок, схимонах, святой праведный. Память 24 июля (ст.ст.).

В миру Ушаков Борис Яковлевич, родился 2 мая 1647 года, в семье московского "боярина" Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой, в 1651 г. Ушаков был послан на воеводство в г. Чёрный Яр.

Борис с раннего детства отличался набожностью: еще младенцем соблюдал посты в среду и пятницу, во время благовеста «плачем и слезами давал знать, чтоб его несли в церковь». Мальчик много болел: в возрасте 7 лет у него открылась на ноге язва, а вскоре после выздоровления на лице появилась болезнь, называемая «чечуй».

Увидев однажды странствующего инока, отрок стал просить о постриге, после чего, как сообщает житие, с родительского согласия он был пострижен и облечен в схиму с именем Боголеп. Через день новопостриженный инок излечился от «чечуя», но на следующий день заболел «огневицею» и скончался.

Дата смерти Боголепа в разных списках жития варьируется: 1 августа 1654 или 1659 г.. Лебединский называл днем кончины святого 10 августа. В некоторых списках «Описания о российских святых» указаны также 1632 (ошибочно) и 1667 гг.. В иконописных подлинниках описание образа Боголепа Черноярского помещено под 29 июля. Св. отрок был погребен с левой стороны деревянной церкви в честь Воскресения Господня, над его могилой впоследствии была устроена часовня.

Почитание

Почитание Боголепа Черноярского началось вскоре после его смерти. Заступничеству святого было приписано спасение Чёрного Яра от захвата его войском Степана Разина, от набегов кубанских татар в 1689 и 1711 гг., от мора в 1727 г., а также ряд исцелений жителей города.

Первый образ Боголепа Черноярского был написан, видимо, в 1695 г. Его создание связано с чудом исцеления священника-иконописца Иоанна из Астраханской церкви в честь Рождества Богородицы. Долгое время у о. Иоанна болели глаза. Однажды во сне ему явился Боголеп Черноярский, повелел написать свой образ, отправить его в Чёрный Яр и возложить на раку. Наутро полуслепой священник начал делать набросок иконы, недоумевая, как он сможет совершить эту работу, но постепенно стал чувствовать себя лучше. Выздоровев, о. Иоанн по небрежению работу не закончил и через год вновь заболел. После второго явления св. отрока он завершил написание иконы и, получив благословение архиеп. Савватия, отвез ее в Чёрный Яр. Жители города встретили образ крестным ходом и возложили его на раку Боголепа Черноярского.

Память Боголепа Черноярского указана под 24 июля в Кайдаловских святцах кон. XVII в. и в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.).

В первой четверти XVIII в. по св. отроку в Чёрном Яре совершались панихиды. В 1722 г. Петр I, спускаясь на струге по Волге, приказал сделать остановку в Чёрном Яре и осмотрел могилу Боголепа Черноярского, после чего запретил петь панихиды над гробом святого и велел сравнять с землей часовню над его могилой, была уничтожена и икона св. отрока, написанная свящ. Иоанном. 13 января 1723 г. последовал указ императора о переводе архиеп. Иоакима из Астрахани «в какую пристойно епархию викарием». Распоряжения царя были связаны с воспоминанием о восстании в Астрахани в 1705-1706 гг.: когда царские войска подошли к Чёрному Яру, бунтовщики-старообрядцы распространяли среди горожан мнение, что от царя-антихриста их защитит Боголеп Черноярский. С др. стороны, местное предание сообщает, что 17 июня 1722 г. Петр посетил Чёрный Яр и расспрашивал о св. отроке черноярского свящ. Афанасия, после чего велел петь над гробом панихиды и поминать его.

Почитание Боголепа Черноярского не ослабевало, и, вероятно, во второй половине XVIII в. была совершена его местная канонизация.

В 1736 г. на средства московского купца И. П. Красносёлова (Симонова) было начато строительство каменной Воскресенской церкви (освящена в 1750) вместо старой деревянной. Во время строительства (в 1741) часовню над могилой Боголепа Черноярского включили в придел нового храма, освященный во имя св. мч. Иоанна Воина.

О почитании Боголепа Черноярского в XIX в. свидетельствуют ряд чудес, записанных в то время, и иконы с изображением Боголепа Черноярского, распространенные в Чёрном Яре и Астрахани. Видимо, не позднее первой половине XIX в. были составлены тропарь и кондак св. отроку, записанные на одной их астраханских икон того времени.

Берег Волги, на котором находилась Воскресенская церкви, подмывало, и к середине XIX в., когда состояние храма стало угрожающим, из него унесли все святыни. В 1848 г. благочинный Чёрного Яра священник Ефрем Зорин по распоряжению архиеп. Евгения (Баженова) безуспешно пытался обрести мощи Боголепа Черноярского. Часть храма, где находилась могила святого, весной 1849 г. обрушилась в Волгу. Жители Чёрного Яра рассказывали, что некий судовладелец, проплывавший ночью мимо города, видел двух мужей в светлых одеждах, уходивших из города. Это было истолковано как свидетельство того, что Боголеп Черноярский решил покинуть Чёрный Яр.

Местная канонизация Боголепа Черноярского подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование которого было установлено во 2-ю Неделю по Пятидесятнице определением Поместного Собора Православной Российской Церкви от 26 августа 1918 г.

Известные списки жития и чудес Боголепа Черноярского датируются XIX в.. Все списки не содержат разночтений в описании биографии Боголепа Черноярского, но число чудес в них разнится. Я. В. Лебединский приводит сведения о том, что в одном из известных ему списков жития имелось указание на автора - Савву Татаринова, который в 1731-1732 гг. написал житие по обету, данному Боголепу Черноярскому после своего освобождения из калмыцкого плена.

Источники: https://drevo-info.ru/articles/21556.html и http://www.pravenc.ru/text/149487.html

 ←  Блаженный Киприан Суздальский, юродивый Христа ради

Священномученик Николай (Правдолюбов), священник  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.206