Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть. Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Акакий Кавсокаливит

Память 12 апреля и в Соборе Афонских преподобных.

Родился около 1633 года [1] в селении Голица в Эпире (северо-западная Греция, ныне селение Агиос-Акакиос) в благочестивой семье, в крещении был назван Анастасием. Его семья была бедной, и он еще в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб.

Когда Анастасий достиг совершеннолетия, мать решила его женить, но юноша отказался от брака, желая посвятить себя иноческой жизни, и бежал из дома. Стремясь служить Богу в удалении от мира, Анастасий в возрасте 22 лет направился в пределы Загоры и там поступил в Троицкий монастырь Суровия, близ сел. Макриница, основанный св. Дионисием Олимпийским, где и принял монашеский постриг.

В первую ночь после пострижения он удостоился видения: в руке его явился горящий светильник, озаряющий все вокруг. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он начал ревностно подвизаться: смирялся и отсекал свою волю, с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий.

По совету опытных старцев преподобный навсегда удалился из обители на Святую гору Афон, где он посетил известных подвижников. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками.

Затем Акакий обосновался в местности Кавсокалива, поселившись там в келье при Преображенском храме. Он прожил там 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в свое время подвизался святой Максим Кавсокаливит. Преподобный Акакий вел превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Бесы с яростью приступали к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.

Преподобный уже несколько лет пребывал в пещере, когда к нему пришел святой Роман Карпенисийский. Он хотел пребывать вместе с ним, чтобы подготовиться к мученическому подвигу. Акакий, после бывшего ему видения, постриг Романа в великую схиму и позволил принять мученический венец. После его ухода Акакий некоторое время жил в пещере святого Афанасия Афонского. Там пред ним в видении предстал святой мученик Роман в неизреченной славе, с ликом, сияющим подобно солнцу.

Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведенного им огня. Он понял, что это – бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане.

Многие из посетителей преподобного сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извел из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: «Полчаса достаточно для истинного монаха». Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром.

Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим Эльбасанский, со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русскому.

Особую роль в духовной жизни преподобного Акакия играло молитвенное почитание прп. Максима Кавсокаливита. Когда демоны наводили на Акакия уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно прп. Максим чудесно являлся ему, облаченный в священнические одежды, озаренный небесной славой и в сопровождении монахов. Кроме подобных откровений Акакий удостоился получить от Бога дар прозорливости.

Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Лавры Неофита, который занимался строительством церкви в скиту. Святой Акакий подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту.

О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чем и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита св. Анны посетить его.

Скончался преподобный Акакий 12 апреля 1730 года.

Иконография

Преподобный Акакий изображается как старец, с бородой, в монашеском одеянии (в рясе, мантии, с кукулем на голове). Его изображение есть на гравюре Парфения Закинфиота «Святая Троица, скит Кавсокаливион и двое святых» (1-я пол. XIX в., Афон). Второй святой, изображенный на этой гравюре,- прп. Максим Кавсокаливит.

Использованные материалы

Архим. Георгий (Тертышников), Н.В.Г. АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ. Православная энциклопедия, т. 1, с. 367
http://www.pravenc.ru/text/63796.html
Житие св. Акакия. Составитель иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/53125.htm
_______________

[1] По житию, составленному иером. Макарим Симонопетрским, прп. Акакий родился в 1630-м году, но Православная энциклопедия указывает на то, что старец скончался в возрасте 97 лет.

 ←  Святитель Сильвестр, епископ Переяславский

Мученик Христофор Савваит  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

 
 
 
 
0.3279