Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Египетская икона Божией Матери

Празднование 11 января, 29 декабря.

Подробных сведений о явлении этой чудотворной иконы не сохранилось. Известно лишь, что явилась она в 1060 году. Об этом сообщается в рукописном сборнике "Солнце Пресветлое", составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 годах [1], там же приведено краткое сказание об иконе (по сути содержит лишь дату и место явления иконы и воспоминание о пребывании "во плоти" Богородицы с Младенцем Христом в Египте), включённое также в иконописный подлинник сводной редакции XVIII века из собрания гр. А. С. Строганова: "…образ Пресв. Богородицы явися в Египте и чюдодействоваше" [2].

Икона относится к типу Одигитрии. Описание Египетской иконы Божией Матери в строгановском иконописном подлиннике отражает общие черты иконографии образа, на котором Богородица представлена в типе Дексиократуса - с Младенцем на правой руке, Ее левая рука в молении "простерта к персям ея", Христос правой рукой благословляет, в левой держит развернутый свиток. В изображении свитка возможны варианты. Так, на одной из достаточно ранних икон, кон. XVI в. (Третьяковская галерея), свиток не развернут, на иконе 1734 г. (музей «Невьянская икона», Екатеринбург) Младенец в вытянутой левой руке держит свиток, развернутый в сторону, тогда как на иконе "Богоматерь «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Богоматери" из собрания В. А. Бондаренко [3] изображен свиток, развернутый вниз.

Египетская икона, как правило, представлена в гравированных и иконописных сводах чудотворных икон Божией Матери.

В перечне икон Божией Матери, "не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей", архиеп. Сергий (Спасский) указывает днём празднования Египетской иконы 11 января [4]; а также, ссылаясь на выписки Н. А. Кайдалова из святцев конца XVII века, ещё один день празднования - 29 декабря [5].

В сборнике Моховикова за основным блоком сказаний помещена приписка об иконе, также названной "Египетской". Ее история связана со св. Саввой, архиеп. Сербским (+ 1237), который посетил Александрию после 1233 года и видел образ в митрополии в церкви Пресв. Богородицы. Рассказ с описанием иконы приведен и в строгановском иконописном подлиннике. Подробности иконографии отсутствуют, указано только, что Богородица изображена "в руку держащи" Младенца Христа, сообщается, что образ чудесно обновился (просветлел). Неясно, можно ли связывать эту икону, виденную свт. Саввой, c Александрийской иконой Божией Матери, которая, как и Египетская, относится к типу Одигитрии с Младенцем Христом на правой руке. По замечанию Н. П. Кондакова, иконография этих икон, как и ряда других, известных по русским иконописным подлинникам (Византийская, Иерусалимская, Милостивая), не механически выполненный "левый перевод Одигитрии", а предполагает существование самостоятельного извода со своей историей происхождения.

Литература

Поселянин Е. Богоматерь. М., 1993. С. 115;
Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2;
Шалина И. А. Икона Богоматерь Египетская // Копты: Религия, культура, искусство: Тез. докл. науч. конф. СПб., 1999. С. 39-42;
И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-542;
Музей «Невьянская икона»: Кат. / Сост.: М. Боровик, Е. В. Ройзман. Екатеринбург, 2005.

Использованные материалы

Шевченко Э. В. Египетская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. - Т. 18. - С. 28-29:
http://www.pravenc.ru/text/189509.html

[1] НБ МГУ. № 10536-22-71.

[2] БАН ОР. № 66. Строг. 63. Инв. 2828. Л. 216 об.

[3] 1894, иконописец В. А. Кукин, Мстёра

[4] Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. - Т. 3. - С. 659.

[5] Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. - Т. 2. - С. 11.

 ←  Мученик Афанасий Атталийский

Преподобный Галактион Белозерский  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1463