Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Святой Константин (Разумов) исповедник, пресвитер

Священник Константин Васильевич Разумов родился в 1869 году в селе Головинском Буйского уезда Костромской губернии. С 1890 по 1895 год служил псаломщиком, в 1895 году был рукоположен во диакона, а в 1904 году в сан священника к Успенскому монастырю города Кинешмы. Здесь он служил до самого закрытия монастыря в 1924 году, а после его закрытия – в кинешемском соборе.

В двадцатых годах ГПУ арестовывало его несколько раз; при аресте в 1929 году следователь спрашивал – за что арестовывали его раньше.

Отец Константин отвечал:

– Причины своих арестов объясняю тем, что имею авторитет среди верующих людей, пользуюсь их вниманием, любовью и признанием, а также известен и за пределами Кинешемского уезда. Будучи священником Успенского монастыря, я был духовным отцом многочисленных паломников, посещавших монастырь. Приписываемые мне обвинения в руководстве нелегальными женскими кружками категорически отрицаю. Правда, я посещал дома рабочих фабрики «Демьяна Бедного», но как своих прихожан. Служил я и в моленной в деревне Цибиха, находящейся в частном доме, но эта моленная была зарегистрирована в административном отделе.

Что касается моего знакомства и связей с епископом Николаем Голубевым, то я у него в селе Ширяево не бывал и в переписке с ним не состоял. Состою в подчинении у митрополита Сергия, и все его указы моими прихожанами принимались и принимаются без возражений.

Отец Константин был приговорен тогда к трем годам ссылки в Северный край. Вернувшись в Кинешму в 1933 году, он поселился в доме своих прихожан; в комнате, где он жил, была устроена церковка, и там он служил скрытно от всех. Время от времени посещал своих духовных детей, живших в Вичуге и около Палеха. Эти его посещения стали известны НКВД.

Через сеть осведомителей районные отделы НКВД методично собирали сведения о жителях, в первую очередь о тех, кто должен был подвергнуться уничтожению: священнослужителях, выходцах из дворянского и купеческого сословия, зажиточных крестьянах и активных православных мирян.

В начале декабря 1935 года начальник Палехского районного отделения НКВД писал в Иваново: «По материалам проработки группы церковников проходит священник Разумов, просьба принять меры к установлению места жительства, а также собрать материалы его антисоветской деятельности».

20 февраля 1936 года священник Константин Разумов был арестован. Вместе с ним были арестованы священник Иоанн Румянцев и Елизавета Румянцева, Анна Серова и другие, всего семь человек. Их привезли в Кинешемскую тюрьму; когда-то здесь был монастырь, где о. Константин был священником. Неописуемо и трудно представимо чувство человека, священника, который после долгих лет служения на месте святом видит здесь мерзость запустения. Допросы начались сразу же после ареста. У следователя не было ничего для обвинения священника. Были материалы прошлого «дела», следователь знал, что о. Константин знаком с находящимся в концлагере епископом Василием Преображенским, была переписка, которую изъяли при обыске. Остальное следовать предполагал услышать от самого священника.

Он спросил, признает ли себя о. Константин виновным в антисоветской агитации. Священник обвинение отверг.

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте показания, – потребовал следователь.
– Контрреволюционной работы я не вел и виновным себя не признаю, – ответил священник. – Вы являетесь последователем ссыльного епископа Василия Преображенского и руководили контрреволюционной группой, существовавшей в поселке при фабрике имени «Демьяна Бедного» – дайте об этом показания.
При этой фабрике был приход о. Константина до его ареста в 1929 году. Но священник знал: как только он согласится со следователем, тот перепишет обвинение 1929 года в новое «дело». Отец Константин ответил:
– Я руководил общиной в поселке при фабрике до 1929 года, так как только до этого времени я служил в молитвенном здании. Мне известно, что существуют нелегальные группы последователей епископа Василия Преображенского, но я к ним никакого отношения не имел, их возглавлял сам епископ.
– Назовите по именам участников групп.
– Этого я не знаю, так как от их деятельности был далек.
– А тогда откуда же вы знаете о существовании этих групп?
– Слышал об этом, но от кого именно – не помню.
– Вы говорите неправду, вы сами до самого последнего времени возглавляли эти группы.
– Нет, это я отрицаю.
– Но вы устраивали в своем доме нелегальные сборища.
– Сборищ в своем доме я не устраивал.
– А тогда для чего же вы в своем доме содержали специально оборудованную домашнюю церковь?
– Для своих личных потребностей.
Следователь перешел к допросу о знакомых:
– В вашей квартире изъят пакет из города Каргополя от Розова. Скажите, кто такой Розов?
– Леонид Розов – протодиакон и мой близкий знакомый. Он был арестован в начале 1936 года в городе Шуе. Я узнал, что он отправлен в ссылку, и написал ему. В ответ он сообщил, что оказался в тяжелом материальном положении. И тогда я стал посылать ему деньги.
– При обыске в вашей квартире изъято несколько пакетов из города Кашина от Кулачковой. Скажите, кто такая Кулачкова?
– Анна Кулачкова – это игумения Кашинского женского монастыря.
– Откуда вы ее знаете?
– Я познакомился с ней в ссылке в 1930 году в Коми области, куда она также была сослана.
– Скажите, с кем еще из находящихся в ссылке вы поддерживали связь?
– Ни с кем.
– Вы продолжаете давать следствию ложные показания. Вы разъезжали по районам Ивановской области и вели антисоветскую работу по укреплению и созданию контрреволюционных групп «истинно православной церкви». Это вы признаете?
– Я посещал Вичужский и Палехский районы, но контрреволюционных целей я не преследовал.
– Скажите, кого именно вы посещали в Вичужском районе?
– Я останавливался у Евпраксии Кудряшевой и Евдокии Румянцевой.
– Кто они такие и откуда вы их знаете?
– Я с ними знаком с 1919 года по Кинешемскому монастырю; когда я служил там, они были постоянными прихожанками монастыря.
– С какими целями вы посещали их квартиры?
– Я останавливался у них на ночлег.
– У кого вы останавливались в Палехском районе?
– В деревне Конопляново у Николая Сергеевича Рябинина.
– С какими целями вы ездили в Палехский район и откуда вы знакомы с Рябининым?
– Семью Рябинина я знаю по Кинешемскому монастырю и останавливался у них для отдыха.
– Это неверно. В Палехский район вы ездили для связи с контрреволюционной церков– но-монархической группой.
– Ни с какой контрреволюционной группой в Палехском районе я не связывался.
– А почему же вас в Палехском районе считают находящимся на нелегальном положении? Значит, в Палехский район вы ездили нелегально?
– Я считаю, что в Палехский район я ездил гласно. Большую часть времени там я проводил в доме Рябинина, и потому никто из деревенских жителей о моем приезде не знал.
– Чем же была вызвана ваша конспирация от населения?
– Тем, что в Палехском районе меня многие знают, и чтобы избежать сборищ, я решил о своем нахождении у Рябинина не разглашать.
– Каких же сборищ вы избегали?
– Я считал, что мои близкие знакомые, узнав, что я остановился у Рябининых, могут собраться навестить меня, что советские органы могут посчитать за нелегальное контрреволюционное сборище.
И снова следователь пытается вызнать хотя бы какие-нибудь обвиняющие сведения. Но о. Константин в своих ответах старался не выходить за пределы трех-четырех известных фактов, отрицая обвинение.
– Какие районы Ивановской области вы еще посещали?
– В 1934 году я был в Шуе у протодиакона Леонида Розова.
– Это тот самый Розов, который за контрреволюционную деятельность отбывает срок наказания и с которым вы поддерживаете письменную связь?
– Да, это тот самый Розов, который в настоящее время находится в ссылке и с которым я поддерживаю переписку.
– Следствию известно, что с перечисленными выше лицами вы поддерживали связь с антисоветскими целями.
– Я никого из них не считаю антисоветскими лицами и связь с ними поддерживаю как со своими близкими знакомыми.
– Но ведь один из них, Розов, так же, как и вы, репрессирован за контрреволюционную деятельность?
– Ни о каких фактах контрреволюционной деятельности Розова мне не известно.
– Дайте подробные показания о вашей связи с участником контрреволюционной группы Иваном Румянцевым.
– С Иваном Румянцевым я знаком с 1919 года, когда он служил в Решемском женском монастыре, а я в Кинешемском. Ближе я познакомился с ним в Ивановской тюрьме в 1929 году, когда так же, как и он, был арестован.
– Следствие установило, что вы, как руководитель контрреволюционного церковно-монархического течения «ИПЦ», созданного на основе контрреволюционной платформы ссыльного епископа Василия, кроме организационной работы по укреплению этого течения, вели среди населения антисоветскую агитацию. Дайте следствию исчерпывающие об этом показания.
– Виновным себя в антисоветской агитации не считаю.
– А для чего же вы хранили тетрадь с антисоветскими стихами и проповедями?
– Только для личного пользования.
– Вам предъявляются изъятые у вас при обыске и размноженные лично вами церковно-монархические брошюры и акафисты. Скажите, для чего вы делали это?
– Тоже для личного пользования.
– Для чего же вам они были нужны по несколько экземпляров?
– Как это получилось, что у меня оказалось по несколько экземпляров, я не помню,
– К какому периоду времени относится ваша работа по составлению этих брошюр и акафистов?
– Больше того, что я уже показал, показать не могу.
Так же твердо держался и священник Иоанн Румянцев.
– Вам зачитываются показания, которые определенно показывают о вашей руководящей роли в контрреволюционной группе последователей епископа Василия и вашей антисоветской деятельности. Дайте правдивые показания.
– Антисоветски настроенной личностью и руководителем контрреволюционной группы последователей епископа Василия я себя не считаю, – ответил о. Иоанн.
– Значит, вы следствию правдивых показаний дать не хотите?
– Кроме того, что я уже показал, мне показывать нечего.
Так же твердо держались и женщины.

15 июля 1937 года о. Константин Разумов и Елизавета Румянцева были приговорены к пяти годам ссылки в Казахстан, о. Иоанн Румянцев и Анна Серова – к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Отец Константин вскоре в ссылке скончался, не вернулись из заключения и остальные.

 ←  Священномученик Иоанн (Румянцев), пресвитер

Преподобномученик Платон (Колегов), иеромонах  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1982