Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Священномученик Григорий (Самарин), диакон

Священномученик Григорий родился 9 января 1893 года в селе Салмановка Наровчатовского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина Василия Самарина. В 1914 году после окончания Пензенского духовного училища он был назначен псаломщиком в церковь в честь святого Архистратига Михаила, причт которой духовно окормлял военнослужащих 11-го Туркестанского стрелкового полка в городе Керки Закаспийской области. В 1914 году началась Первая мировая война, и Григорий был призван в армию и служил до 1918 года рядовым. В 1919 году он был назначен псаломщиком в Покровскую церковь села Высокое Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области и 9 февраля 1920 года рукоположен во диакона. 27 сентября 1922 года он был назначен диаконом к Иосифо-Георгиевской церкви в городе Ташкенте. С 3 августа 1923 года диакон Григорий стал служить в храме Архангела Михаила в родном селе Салмановка; 9 мая 1925 года он был переведен в Вознесенскую церковь в город Беднодемьянск* Пензенской губернии.

9 июля 1931 года диакон Григорий был назначен служить в церковь святых мучеников Адриана и Наталии в городе Лосиноостровске Московской области. 26 августа 1933 года он был награжден двойным орарем. 20 апреля 1935 года он был переведен в Петропавловский собор в город Коломну, где прослужил до кровавых гонений 1937 года[1].

«Коломенским районным отделом управления НКВД по Московской области, – писали сотрудники НКВД, – вскрыта и ликвидируется контрреволюционная церковно-монархическая организация... В своем составе контрреволюционная церковно-монархическая организация насчитывает до пятидесяти человек – из числа духовенства, бывших людей, кулаков раскулаченных и активных церковников»[2].

10 августа 1937 года среди других был арестован и заключен сначала в коломенскую, а затем в Таганскую тюрьму в Москве и диакон Григорий Самарин.

Против него подписались под протоколами допросов свидетели, иные не читая их, как священник Петропавловского собора, в котором служил диакон, благочинный церквей города Коломны; он пока зал, будто бы диакон Григорий говорил, что «коммунизм есть общность даже и жен, большевики из русского народа хотят сделать безвольного раба, который бы им беспрекословно во всем подчинялся и исполнял их прихоти. Большевики затягивают петлю на шее русского народа, но как бы они не просчитались и не попали в нее сами»[3].

Допросы в Коломенском отделении НКВД были в то время круглосуточными. Следователи беспрестанно заполняли те или иные протоколы допросов; дежуря поочередно, они требовали беспрерывно от арестованных поставить подпись под лжесвидетельствами. Некоторые из арестованных тогда в Коломне подписали лжесвидетельства против себя и других, иные отказались.

Диакон Григорий был допрошен сразу же после ареста.

– Вы арестованы как участник контрреволюционной организации. Вы подтверждаете это?

– Нет, участником контрреволюционной организации я не являюсь.

– Вы лжете перед следствием, следствие располагает материалами, изобличающими вас в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас правдивых показаний по этому вопросу! – заявил следователь.

– Я подтверждаю свой предыдущий ответ. Участником контрреволюционной церковно-монархической организации я не являюсь! – решительно возразил диакон.

Следователь стал зачитывать диакону показания лжесвидетелей, но отец Григорий все их отверг. Затем начался круглосуточный допрос со сменой следователей, и 29 августа был составлен очередной протокол допроса.

– На протяжении нескольких дней вы упорно продолжаете скрывать от следствия свое участие в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую прекратить ваше запирательство и приступить к исчерпывающим показаниям, – заявил следователь.

– Я дал показания и считаю их исчерпывающими и больше показать ничего не могу и виновным себя... не признаю.

5 сентября диакон Григорий был допрошен в последний раз.

– Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной группировки. Требуем от вас показаний.

– Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и антисоветской деятельности не вел.

Этим допросом следствие было закончено. Большинство тех, кто подписал протоколы со лжесвидетельствами против себя, были приговорены к расстрелу и расстреляны. 9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Григория к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на Дальний Восток в Бамлаг.

Диакон Григорий Самарин скончался в Бамлаге 11 июля 1940 года и был погребен в безвестной лагерной могиле.


«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь».
Тверь. 2008. С. 515-519


Библиография

Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь, 2005. // Составитель жития священник Максим Максимов.
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945.

Примечания

--------------------------------------------------------------------------------

*Ныне город Спасск Пензенской области.


--------------------------------------------------------------------------------

[1]АМП. Послужной список.
[2]ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945, л. 297.
[3]Там же. Л. 29.

 ←  Преподобномученица Севастиана (Агеева-Зуева), монахиня

Священномученик Василий (Ситников), диакон  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1337