Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Священномученик Николай (Запольский), диакон

Священномученик Николай родился в 1889 году в селе Сивково Можайского уезда Московской губернии в семье священника Александра Запольского, служившего в Преображенском храме в этом селе. В 1907 году Николай окончил духовное училище и в 1910 году поступил псаломщиком в Знаменский храм в селе Лисинцево Верейского уезда Московской губернии*. Тогда же он женился на девице Марии, дочери священника; впоследствии у них родилось шестеро детей. В 1920 году Николай Александрович был рукоположен во диакона к этому храму. В 1925 году он был переведен служить в Преображенскую церковь в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии.

В 1929 году диакон Николай был обвинен в порубке леса и приговорен судом к двум годам ссылки, но приговор был заменен на штраф в триста рублей. В 1930 году он был арестован за невыполнение государственных древозаготовок и приговорен к шести месяцам принудительных работ.

В 1937 году начались массовые аресты и уничтожение священно- и церковнослужителей. В феврале 1938 года следователи допросили дежурных свидетелей, они подписались под лжесвидетельствами, на основании которых 21 марта 1938 года диакон Николай был арестован и заключен в одну из тюрем в Москве. Допросы длились полтора месяца, и на последнем допросе, 8 мая, следователь заявил диакону:

– Вы обвиняетесь в клевете на советскую власть, которую вы высказывали в феврале 1938 года.

– Виновным себя в высказывании клеветы в отношении советской власти... я не признаю, – ответил диакон Николай.

– Вы обвиняетесь в контрреволюционных высказываниях в отношении советской власти в декабре 1937 года.

– Виновным себя в контрреволюционных высказываниях в отношении советской власти я не признаю, – повторил диакон.

В тот же день диакону Николаю была устроена очная ставка со лжесвидетелями. Один из них показал, будто диакон говорил, что «советская власть всех попов арестовала, но скоро будет конец советской власти; скоро из Италии придет папа Римский, он установит свою власть и всех коммунистов в ад загонит»[1].

Диакон Николай на это ответил:

– Я никаких антисоветских разговоров не вел, он лжет.

Лжесвидетельница Панова на очной ставке показала, будто она в феврале 1938 года была в церкви и просила у диакона разрешения взять золу на удобрение для колхоза, на что тот ей ответил: «Что власти помогаешь? Хотите выполнить восемь миллиардов пудов хлеба? В 1938 году это вам не удастся, скоро советской власти не будет, скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить. Хотя вы и взяли попов, но скоро царь будет, и коммунистов скоро вешать будем за этих попов»[2].

Диакон Николай решительно отверг эти обвинения и сказал:

– В феврале 1938 года с Пановой я не встречался в церкви и ничего ей не говорил. И в церкви Панова никогда не была.

2 июня тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу. Диакон Николай Запольский был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В 1939 году все работники Звенигородского управления НКВД были арестованы и решением Военного трибунала войск НКВД приговорены к разным срокам лишения свободы за фальсификацию следственных дел. Дело диакона Николая Запольского было приобщено как вещественное доказательство такой фальсификации. На основании решения Военного трибунала были пересмотрены постановления тройки НКВД. Однако дело диакона, «учитывая социальное лицо осужденного»[3], то есть то, что он был служителем Христовым, пересмотрено не было.


«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь».
Тверь. 2008. С. 216-218


Библиография

Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 6. Тверь, 2002.
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август. Тверь, 2003. // Составитель жития игумен Дамаскин (Орловский).
ГАРФ. Ф. 10035, д. 23981.

Примечания
*Ныне Наро-Фоминский район Московской области.

[1]ГАРФ. Ф. 10035, д. 23981, л. 7 об.
[2]Там же. Л. 13.
[3] Там же. Л. 21.

 ←  Мученица Пелагия (Жидко), мирянка

Священномученик Павел (Иванов), священник  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1435