Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский

Святитель Филарет (в миру Феодор) родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии и был четвертым ребенком в семействе отца, Георгия Амфитеатрова. Всего в семье было восемь детей (пять сыновей и три дочери), но из всех только он один не принимал материнского молока по средам и пятницам.

Образование Феодор получил в Орловском Духовном Училище: он был принят сразу во второй класс, затем был переведен в Орловскую Семинарию, которую закончил в 1797 году. 7 ноября 1798 года, будучи преподавателем пиитики в Орловской Семинарии, он принял постриг с именем Филарет, в честь Святого Филарета Милостивого, а через два месяца а через два месяца был рукоположен во иеромонаха. С 1802 по 1804 годы игумен Филарет жил на Брянской Земле, был настоятелем Свято-Успенского Свенского монастыря.

Двадцать лет трудился отец Филарет на ниве воспитания будущих священнослужителей. С 1802 года он — ректор Орловско-Севской Семинарии, с 1804 года — Уфимской, а с 1810 по 1813 годы — Тобольской Семинарии.

Протоиерей Петр Турчанинов, известный русский композитор, близко знал в те годы архимандрита Филарета и с большим теплом к нему относился. Стараниями протоиерея Петра отец Филарет был переведен в Тобольск, ректором местной Семинарии. Менее двух лет пробыл он на посту ректора, но и за столь короткое время успел оставить по себе добрую память. Тобольский Преосвященный Амвросий писал о нем в Петербург: "Ваше Высокопреосвященство прислали ко мне на испытание не человека, но ангела во плоти!"

Его усилиями Семинария приобрела крепкий финансовый фундамент. Отец Филарет не только правильно распланировал траты Семинарии, удовлетворив все нужды, но даже сумел накопить кое-какие средства. При его ректорстве число учеников увеличилось до семисот одиннадцати человек, что потребовало немало забот и стараний для должного их окормления и воспитания.

Кроме ректорства в Семинарии, где отец Филарет еще читал курс философии, на нем лежали и другие послушания. Он являлся настоятелем Тобольского Знаменского монастыря, где благословил ежедневно совершать ранние Литургии, за которыми всегда присутствовал архимандрит; был благочинным монастырей Тобольской Епархии, трудился в консистории и при такой занятости — находил возможность самостоятельно заниматься французским языком.

После Тобольска архимандрит Филарет семь лет исполнял обязанности инспектора и ректора сначала Петербургской, где был удостоен степени доктора Богословия, а позже — Московской Духовной Академии. Студенты с любовью вспоминали о годах учебы под его управлением: "Отец ректор наш архимандрит Филарет истинно исполнен был духа благочестия и любви христианской. Управление его в Академии было подлинно отеческим; мы были у него словно дети родные".

Позже, уже в сане Епископа, он всюду проявлял свою архипастырскую ревность. Так, будучи Калужским Преосвященным, он открыл в Боровске Духовное Училище; в Казани раскрылся его миссионерский талант. За девять неполных лет управления Казанской паствой Архиепископом Филаретом было обращено в христианство около пяти тысяч инородцев. При его правлении начались переводы Катехизиса, Богослужебного Апостола, Евангелия и необходимейших молитв на языки чувашей, черемис, остяков и татар. О нем старожилы Казани говорили: "Ведь он, Владыко-то Филарет, был, как баяли (говорили) все, уже известно Святой... а уж какой добрый и ласковый был, то и сказать нельзя". А царь Николай Павлович позже о нем скажет: "О церковном управлении много беспокоиться нечего: пока живы Филарет мудрый (Дроздов, Митрополит Московский) да Филарет благочестивый, все будет хорошо".

В Киеве Святитель уделял особое внимание Лавре, где очень сблизился с лаврским Старцем иеросхимонахом Парфением. Их духовный союз был для обоих подлинным утешением в подвижническом житии.

Киевской Духовной Академией Святитель Филарет управлял уже в сане Митрополита. Ученый Богослов, Митрополит Филарет был олицетворением современной ему науки. Он легко и с успехом разрушал отношение к Киевской Академии как к оплоту средневековой схоластики. В те годы слава об Академии решительно перешагнула рубежи нашего Отечества: многие оставляли и Парижский, и Германские университеты, чтобы получить образование в Киеве. Иные, получая здесь знания, приобщались ведению Истинного Бога и присоединялись к Православию.

Насколько внимателен и заботлив был Святитель Филарет к другим, настолько требователен и немилосерд был он к себе. Возлагая на себя "бремена неудобоносимые", 13 августа 1841 года принял он постриг в великую схиму с именем Феодосий. Жил он и так жизнью постника, подлинного аскета, никогда не уступал саможалению, но после пострига и малейшее проявление самоволия пресекал. Характерным в этом смысле было отношение Святителя к своему келейнику, отцу Назарию, который обладал скверным характером. Святителю пришлось претерпеть от него много неудобств. Имея власть взять себе любого из послушников Лавры, он не хотел расставаться с отцом Назарием, понимая, что тот послан ему Богом. "Человек такой нужен, — говорил он об отце Назарии, — как верный, хотя и суровый страж и приставник, сердитый пес во дворе хозяина".

Ни на мгновение не оставлял он внутренней молитвы, все время пребывая с Богом. Его молитва всегда достигала цели, и чудеса сопровождали жизнь схимника. Однажды, еще до пострига в схиму, был Владыка в гостях в одном доме. Дочь хозяев, девочка-подросток, страдала каким-то недугом и, словно немая, не могла проронить ни слова. Святитель не знал этого и обратился к ней: "А как тебя зовут, доброе дитя?". Каково же было удивление родителей и всех присутствовавших, когда девочка твердым и ясным голосом вдруг ответила: "Маша!" и с той минуты стала говорить.

20 декабря 1857 года Святитель Филарет блаженно почил о Господе. Лицо его запечатлело совершенное спокойствие праведника, с которым он предстал Богу.

 ←  Священномученик Никита (Прибытков), епископ Белевский

Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский и Задонский  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1581