Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Виленская Остробрамская икона Божией Матери или Островоротная, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию - Благовещенской.
Празднование 26 декабря, 14 апреля в день памяти трех литовских мучеников.

Описание

Икона написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Пречистая Дева явлена в момент Благовещения, со сложенными крестообразно на груди руками. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

История

О происхождении иконы существует несколько преданий. По наиболее широко принятому, она была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда - святые Антоний, Иоанн и Евстафий.

Другие два придания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом, когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны [1] и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра Брама»), на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи (с южной стороны), ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии, то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан.

Во владении римо-католиков

Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.

В 1812 году икона была несколько повреждена французами. В 1829 году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.

Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий. Икона одинаково почитается и православными и римо-католиками. По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы. Вокруг часовни всегда можно было видеть людей, среди которого многие стояли тут же, на улице, на коленях.

Современное почитание

В 2002 году в Киеве был основан единственный на то время храм в честь Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери, где регулярно стали совершать молебны перед чтимым списком этого образа. Трудами настоятеля храма архимандрита Ионы (Радзивила) был составлен акафист Виленской-Остробрамской иконе Божией Матери, который был принят и одобрен Литургико-Богослужебной комиссией при Священном Синоде Украинской Церкви 25 марта 2010 года (опубликован на сайте Киевского Виленской-Остробрамского храма, http://ostrobram.prihod.ru/akafist )

___________
[1] Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/8441.html

 ←  Собор Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери "Трех Радостей"  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1349