Экскурсии arrow Календарь
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!
Православный календарь

На главную ‹ Жития Святых

Святая Емилия Кесарийская, Каппадокийская

Святая Эмилия родилась приблизительно в 305 году в Малой Азии в городе Неокесария (сейчас это турецкий Никсар). Ее родители-христиане были лишены всего имущества и погибли во время гонений императора Лициния. Оставшись сиротой, Эмилия думала со временем принять монашество.

Она была очень красива, и многие мужчины в Неокесарии стали добиваться ее любви, и один, особо настойчивый, даже грозился выкрасть ее из дома. Тогда Эмилия решила найти жениха из христианской среды и получить защиту от «свободы» нравов.

Ее выбор пал на молодого адвоката и учителя риторики Василия, сына известных и уважаемых в Неокесарии христиан Макрины и Василия. Избранник покорил ее своей добротой и благородством — он и профессию адвоката выбрал для того, чтобы защищать несправедливо обиженных. А в лице матери мужа Эмилия обрела сестру по вере и великую наставницу.

Во время гонений императора Диоклетиана Макрина-старшая с мужем (они оба принадлежали к общине епископа Григория Неокесарийского) семь лет скрывались в Понтийских лесах: голодали, жили в шалашах, скитались, но не отреклись от Христа.

«О вере моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкою, блаженною женою, которая по происхождению ваша? Говорю о пламенной Макрине, от которой изучил я слова блаженнейшего Григория, которые и сама она сохранила, как дар предания, и на нас, еще малютках, напечатлевала, образуя нас догматами благочестия», — напишет о своей бабушке святой Василий Великий.

Эмилия вошла в эту семью, когда в Римской империи воцарился император Константин Великий, узаконивший христианство, и тяжкие испытания были позади.

Свою первую дочь Эмилия тоже назвала Макриной. В ночь перед родами ей приснился необычный сон: будто бы она держала на руках уже родившегося и запеленутого младенца, а к ней подошел старец величественного вида и трижды назвал малышку Феклой. Имя Феклы — подвижницы и ученицы апостола Павла — знали все христиане Малой Азии, оно прозвучало неспроста… Проснувшись, Эмилия с необычайной легкостью родила здоровую девочку.

В 330 году Эмилия родила сына, названного в честь деда и отца Василием. Затем родились Навкратий и дочь Феозва. Третьего сына назвали Григорием — в семье свято чтили память Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.

Эмилия могла позволить себе любых слуг и учителей, но сама занималась начальным образованием своих детей и определяла для них круг чтения. Вместо общепринятых сюжетов о жестокости или похождениях любвеобильных греческих богов — истории из Священного Писания, псалмы, рассказы о подвигах апостолов. И лишь потом, на окрепший ум, считала возможным понемногу прибавлять к этому что-нибудь из «эллинского».

Семья Василия теперь владела землями в трех провинциях (в Понте, Каппадокии и Малой Армении) и считалась одной из богатых в Неокесарии. Никто из новых родственников Эмилии не посещал театры, скачки и всевозможные праздные зрелища — то, без чего многие римляне не мыслили жизни. И уж тем более в семье не было принято такое обычное по отношению к детям рукоприкладство и телесные наказания. Это тоже была своего рода проповедь для окружающих — все видели плоды хрис­тианского воспитания.

Дети росли свободными и счастливыми, в атмосфере уважения и любви и, достигнув совершеннолетия, сами избирали свой жизненный путь.

Старшая дочь, Макрина, собралась выйти замуж и была уже помолвлена. Но внезапно ее жених заболел и скончался. На все уговоры найти другого избранника девушка отвечала: «Жених мой не умер, он только в отлучке; зачем же изменять ему?»

И родители не стали настаивать — Макрина повторила судьбу святой Феклы, которая тоже в юности отказалась от замужества и посвятила жизнь Богу.

Муж Эмилии, Василий, умер вскоре после рождения самого младшего из сыновей — Петра. Желая поддержать мать, Макрина взяла на себя многие заботы, и Петр (будущий святитель Петр Севастийский) фактически вырос у нее на руках.

По преданию, кроме Макрины и Феозвы, у Эмилии были еще три дочери, но история не сохранила их имен — скорее всего, они вышли замуж и жили в своих семьях. И только Макрина всю жизнь провела рядом с матерью. «Других детей, — говорила Эмилия, — носила я лишь некоторое время, а с Макриною не разлучалась никогда».

Старший из сыновей Эмилии, Василий, рано обнаружил способности к наукам и уехал учиться в Константинополь, а оттуда — в Афины, где изучал богословие, философию, геометрию, риторику, астрономию. Предполагалось, что он, как отец, станет адвокатом.

Но Василий избрал другое. Приняв Крещение, он отправился в пустыни Египта и Палестины, чтобы увидеть жизнь прославленных отцов-пустынников, а после чего устроил в одном из семейных имений свою монашескую общину.

Во время гонений императора Юлиана (Отступника) Василий вернулся в Неокесарию, где был рукоположен во пресвитера и стал служить в одной из городских церквей. Уже тогда братья — Григорий (ему не было еще тридцати) и юный Петр — помогали ему заниматься благотворительностью из семейных средств. Со временем все они станут епископами в разных городах Малой Азии, а их сестра Феозва — диаконисой церкви в Ниссе и верной помощницей Григорию.

К тому времени Эмилия уже не жила в Неокесарии. Покинув богатый дом и отпустив своих рабов, она с Макриной и несколькими верными слугами перебралась в уединенное имение на берегу реки Ирис в Понте. По сути, это был небольшой женский монастырь с построенным в фамильном поместье храмом в честь 40 мучеников Севастийских (они пострадали при Лицинии неподалеку от здешних мест, в городе Севастия).

Близкий друг Василия Великого Григорий Назианзин (Богослов) навестил его мать и сестру в их имении и увидел, что они питаются вместе со слугами, живут в таких же скромных кельях, не носят ни нарядов, ни украшений. Но больше всего его поразили внутренние перемены в этих удивительных женщинах: «Нельзя было уловить на них признака гнева, зависти, подозрения или ненависти. Они отбросили от себя всю светскую суету — желание отличия, известности, блеска. Наслаждение их заключалось в воздержании, слава в безвестности, богатство — в неимуществе, сила — в немощи; все мирское стряхнули они с себя, как пыль», — вспоминал святитель Григорий.

Эмилия умерла 8 мая 375 года в возрасте 73 лет и была похоронена в фамильном склепе возле церкви 40 мучеников. В последние минуты жизни возле нее были старшая из детей, Макрина, и младший Петр. Она до последнего вздоха продолжала молиться за своих детей и всех благословила.

По церковному календарю память Эмилии Каппадокийской отмечают в один день с Василием Великим, старшим из сыновей — 14 января по новому стилю.

Икона, где святая Эмилия изображена в окружении пятерых детей, чем­то похожа на тот «иконостас» из фотографий, что так любят устраивать в деревенских домах простые женщины, тоже чьи-то матери и сестры.

Святитель Григорий Назианский с восторгом написал о святой Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства и прочие — лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии — собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания»…

 ←  Мученик Василий Анкирский, Кесарийский

Святитель Сильвестр, Папа Римский  → 


 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.147