Экскурсии arrow Воспоминания arrow Воспоминания о протоиерее Александре, публикации arrow Воспоминания Людмилы Александровны Балыш о своем отце- протоиерее Алексадре
 
Последние новости
В помощь готовящимся ко Св. Крещению
Если вы решили покреститься или крестить ребенка, вам сюда,
Проблемы кладбища в Пушкинских Горах
Раздел сайта посвящен решению проблем содержания кладбища в Пушкинских Горах.
 
Популярное
 
Христос Воскресе!
 
Ин. 1: 1-17. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе Свет человеком: и Свет во тме светит, и тма его не объят. Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. Сей прииде, да свидетельствует о Свете, да вси веру имут Ему. Не бе той Свет, но да свидетельствует о Свете. Бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим бытии, верующим во имя Его. Иже не от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и воззва, глаголя: Сей бе, Егоже рех, иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. И исполнение Его мы все прияхом, и благодать воз благодать. Яко Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть.

Прочтите, что означают эти слова, читаемые в Пасху в храмах. Толкование блж. Феофилакта Болгарского.
Быстрый хостинг на NVME!

Воспоминания Людмилы Александровны Балыш о своем отце- протоиерее Алексадре

Печать
10:02:2008 г.
Прот Александр БалышШестого июня моему отцу, бывшему настоятелю Казанской церкви п. Пушкинские горы Псковской области о. Александру Балышу (Александр Владимирович Балыш) исполнилось бы семьдесят лет. Отец не дожил до своих семидесяти…. Он умер 20 июня 2000 года. Папа родился в деревне Сутьково, Сморгонского района, Гродненской области, в Белоруссии. По окончании средней школы служил в армии, с 1954 по 1957 г.г. Когда я смотрю на армейские фотографии своего отца, я вижу молодого веселого парня в кругу однополчан и не могу найти в них внешние признаки чинной величавости…
Поскольку родителей своей мамы я не знаю (её отец был репрессирован в 39-ом, а мать умерла от тифа во время Великой Отечественной войны), то « бабушка Мария и дедушка Вова» (родители моего отца) были моими единственными дедушкой и бабушкой – я их хорошо помню. Это были трудолюбивые и порядочные люди. Они всю жизнь прожили в деревне и проработали на земле. Решение их сына (моего отца) после службы в армии пойти учиться в духовную семинарию, было воспринято ими с удивлением, свойственным крестьянству и робким благоговением к духовному пастырскому служению.
С 1957 по 1959 г.г. отец учился в духовной семинарии п. Жировицы, что в той же Гродненской области в Белоруссии. Он был одним из лучших студентов семинарии. Я видела его аттестат об окончании семинарии. В нем большую часть составляли отметки «отлично»; «четверок» было несколько. Параллельно с учебой отец трудился - служил в храме при семинарии. Эта направленность сохранилась в нем на всю жизнь: я никогда не видела отца праздным – либо в храме, либо в молитве дома, либо с книгой духовного или светского содержания, либо на огороде, либо с метлой в руках, подметающим двор…
Он всегда пребывал в труде и заботах. В отпуске находился раз в год «от воскресенья до воскресенья» и просто рвался быстрее домой в свой храм…
Во время учебы в семинарии папа познакомился с моей мамой. Она приехала к своему дяде – монаху Жировического монастыря. Семинария и монастырь находились рядом. Однажды мои родители увидели друг друга и… познакомились. Спустя некоторое время они обвенчались. Прожили вместе 42 года.
По окончании семинарии отца распределили в Псковскую епархию. Он служил в городе Великие Луки, в поселке Новая Уситва Палкинского района, что в Псковской области.
С ноября 1965 года и до конца жизни он прослужил в храме Казанской иконы Божией Матери поселка Пушкинские Горы.
Прот Александр Балыш Выбрав сознательно путь священнослужительства, мой отец служил со страстной призванностью и ответственностью – больше принадлежал церкви, нежели дому. В любое время суток ему могли позвонить, к нему могли прийти, и он никому не отказывал в общении, в помощи, поддержке.
Отец любил свой храм. Как мог, заботился о нем, украшал его. Многое в храме (когда был ещё здоров) делал сам. Помню, с какой радостью он вешал приобретенную в храм люстру - все провода подвел и подключил сам без электрика. Каждый год всегда что-то красилось внутри, голубой краской обновлялся храм снаружи.
Особенно тщательно убирался храм по весне в Великий Четверток на Страстной седмице. Собирались люди, помогали, но отец всё равно был в центре – руководил «процессом», многое делал сам.
В период советского богоборчества папа собирал и с особой трепетностью хранил иконы, церковную утварь, колокола из разорённых храмов. Когда восстанавливали Святогорский монастырь за помощью в воссоздании внутреннего убранства и колокольни монастыря пришли к отцу Александру…
С трепетностью и нежностью относился отец к любому храму, монастырю, часовне.
Из книги Валерия Писигина «Две дороги»: «…Вслед за всеми я прошел в часовню и впервые в жизни принял участие в освящении храма…» (Речь идет об освящении часовни в деревне Воронич). «Вся церемония продолжалась 35 минут. Проводил освящение отец Александр Балыш. Седовласый, с окладистой бородой, высокий, стройный, красивый. На его спокойное лицо можно смотреть, не отрываясь, а голос слушать без конца, хотя именно голос выдавал, что он не совсем здоров. В интонации не было ни грамма пафоса, напыщенности или величия… Особенно запомнилось, как в конце молитвы, отец Александр произнес: «Храни Боженька, храмик сей!» Это было сказано с такой нежностью! Потом он окропил святой водой каждую из четырех стен и делал это весело, радостно и очень бережно. Таким, наверное, бывает врач, только что удачно принявший роды…» См. книгу В. Писигина «Две дороги» Москва ЭПИцентр, 1999, стр. 208-211.
Отец любил прихожан, и они отвечали ему взаимностью. «Возлюбленные чада мои.…Как я Вас всех любил и молился за Вас…,» - написал отец в своем последнем (незадолго до смерти) обращении к прихожанам.
Из заметки «Молитвенник мира», газета «Пушкинский край», июль 2000 года: «Скончался и похоронен наш дорогой незабвенный батюшка настоятель Казанского храма протоиерей Александр…. Мы видели его во гробе лежащими многие не могли сдержать слёз. Застыли руки; как часто они благословляли нас! Закрылись милые глаза, всегда с такой лаской глядевшие на нас! Умолк голос, говоривший с нами чаще с бережной лаской, нежели строго….»
Отец любил людей. Он не мог жить без общения с ними.
Среди его прихожан были и простые труженики посёлка и близ лежащих деревень, и тонкий слой поселковой интеллигенции, и работники Пушкинского заповедника, и приезжающие на лето отдыхающие из городов России Ближнего Зарубежья.
С каждым из своих прихожан, на удивление, отец умел строить свой особый диалог. Он переживал за каждого; горе каждого воспринимал как свое собственное. Отец искренне рад был помочь людям и, думаю, многим помогал. Как мне помнится, все значительные события своей жизни прихожане связывали с Казанским храмом и своим «батюшкой Александром». Окружённый государственным вниманием, всеобщий любимец, известный хранитель Пушкиногорья С.С. Гейченко желал когда-то, чтобы его в последний путь проводил тоже «батюшка Александр».
Трепетное отношение к своему делу чувствовалось при подготовке к богослужениям. С вечера отец готовился к службе – вычитывал все положенные молитвы. Утром, в день богослужения, шел в храм рано, задолго до того, когда туда приходили первые прихожане. Ему нравилось находиться в храме. Он любил ходить в храм пешком по лесу. Слушал пение птиц….
Отец любил природу, особенно весной, когда все распускалось, расцветало. Иногда был чересчур сентиментальным: мог даже заплакать от переполняющей его радости.
Особенно любил отец праздники. Я с детства хорошо помню подготовку к ним.
На Рождество дома наряжалась ёлка, мама готовила разные вкусности. Строгого соблюдения православных постов у нас, у детей, не было, но перед Рождеством мы постились тоже несколько дней. На саму Рождественскую службу нас с братом не брали – было очень рано и, как правило, холодно. Мы ждали родителей дома. Уходя с отцом на службу рано утром, мама оставляла зажжённой Рождественскую елку. Мы с братом просыпались и видели её – уже чувствовалось наступление праздника. Ждали родителей. Приходя со службы, отец всегда освящал трапезу, и мы садились за стол.
На Пасхальное богослужение родители всегда брали нас с собой. Мы шли на Лесную (улица, где находится храм) всей семьей задолго до начала ночной службы.
Пасха 1999г. Справа налево: иеромонах Пимен (Федянин), диакон Константин, прот.Александр Балыш.Ночное богослужение на Пасху было торжественным и радостным. Отец очень любил праздник Пасхи. Я во время службы находилась на клиросе с мамой, брат – с отцом в алтаре.
Папа с радостью и воодушевлением произносил прихожанам «Христос Воскресе!» При этом (я всегда видела с клироса) перед каждым выходом на амвон причёсывался перед зеркалом в углу алтаря. Отец был красив и импозантен. Женская часть прихожан восхищалась им. Мы, дети, были с родителями до конца службы. Возвращались домой ночью, около трех часов. Отец также освящал трапезу (мама всегда к празднику запекала в духовке мясо, пекла пироги, делала пасху, красила яйца), мы христосовались и садились к столу. Ложились спать поздно, около 4 часов. А на утро отец вставал рано (а, может быть, и вообще не ложился), чтобы посмотреть на солнце. Поднимал и нас, чтобы показать, как на Пасху «солнышко играет». Но мы с братом спали. Только став гораздо старше, я наблюдала это удивительное явление природы.
Из светских праздников святым и особо значимым для отца был праздник Победы – 9 мая. Всегда молился за погибших воинов, за дарованную Господом нашему народу Победу, за здоровье тех, кто выжил в той страшной войне.
У отца было много друзей, среди которых и однокурсники по семинарии, и преподаватели, и священники из разных приходов Псковской епархии и других епархий бывшего Советского Союза, и жители посёлка.
К Рождеству и к Пасхе отец отправлял по 20-30 поздравлений в разные города России, Белоруссии, Украины, Прибалтики. Ему (нам) к этим праздникам приходило такое же количество
поздравлений.
Очень прилежно писал папа письма своим родителям в Белоруссию: регулярно, раз в неделю - это было обязательно. Я думаю, родители моего отца гордились своим сыном, его трудолюбием, его отношением к людям, его преданностью храму.
В отпуске, как я уже упоминала, отец находился «от воскресенья до воскресенья». Мы уезжали всей семьей навестить бабушку и дедушку. Уезжали сразу после праздника Петра и Павла (12 июля) и возвращались уже 19-20 июля, т. к. отцу надо было готовиться к престольному празднику. По приезду он сразу шёл (или ехал) в храм.
21 июля, праздник Казанской иконы Божией Матери, отец никогда не пропускал! В этот день к нам приезжало много гостей – священнослужителей из Псковской епархии, других епархий. Многие из них находились в отпуске, приезжали поклониться могиле А.С. Пушкина, побывать в Святогорском монастыре (тогда ещё не действующем) и, конечно же, с удовольствием принимали участие в богослужении в Казанском храме по случаю престольного праздника. Очень часто эти богослужения были архиерейскими – приезжали представители высшего православного духовенства из города Пскова. В разные годы это были владыка Иоанн, митрополит Владимир, владыка Евсевий, ныне действующий архиепископ Псковский и Великолукский. После богослужения был праздничный обед, на котором присутствовали архиерей, священники, певчие, члены церковного совета. После обеда владыка и многие священники уезжали, некоторые – оставались на день-другой погостить.
Чаще других оставался отец Александр Троцкий с матушкой Лидией. Этот священник долгое время служил п. Красногорское Псковской области, затем в Латвии (г. Резекне), сейчас он служит в Белоруссии в г. Молодечно Минской епархии.
Мои родители тепло общались с о. Александром и матушкой Лидией. Они часто встречались, ездили друг к другу в гости. Брали с собой и нас, детей. Мы с братом всегда радовались этим поездкам. Мы радовались и приезду о. Александра с матушкой к нам. Это был праздник! Нам привозили подарки, сладости. Поздно вечером мы с братом шли спать, а родители с гостями ещё долго говорили о духовном, о светском; шутили. Это незабываемые моменты моего детства и отрочества!
Ещё об одном очень важном событии в моей жизни я хочу вспомнить – событии, которое определило мой жизненный и трудовой путь.
В 1966 году Детская музыкальная школа в Пушкинских Горах располагалась в братском корпусе Святогорского монастыря. В начале 1966-1967 учебного года во время дополнительных вступительных экзаменов отец привел меня в музыкальную школу. Директором ДМГИ тогда был Бушуев А.И.. Я очень хорошо помню, как папа сказал тогда Александру Ивановичу: «Если с моей дочери будет какой-то толк, то пусть она учится, если – нет, то не мучайте ни себя, ни её, ни нас». Меня приняли в подготовительный класс по классу фортепиано. Так была определена моя профессиональная судьба. На пианино я играю уже почти 40 лет, 28 из них работаю учителем музыки.
Отец был впечатлительным человеком. Очень переживал за горести и беды других людей, за грустные моменты собственной жизни: смерть родителей, неприятности в семье, отношения с властью….
Помню, долгое время ворота при входе на территорию кладбища, что на Лесной улице, были деревянными. Они были старые, износились. Отец задумал поставить новые. Он договорился – ему сделали, привезли, поставили новые металлические. По бокам от ворот были сделаны калитки: справа - открывающаяся для входа, слева – припаянная плотно, она не открывалась. Над калитками и по центру, над воротами, были сделаны железные кресты небольшого размера. Никогда не забуду, как когда-то в начале семидесятых годов приехали (кто-то!) и эти кресты спилили!!! Отец ничего не сказал тогда, но я представляю, что он подумал и как переживал. Мы, дети, не понимали тогда, что всё это значило. И сегодня эти надрезы видны на воротах при входе на кладбище.
Не всё сложилось так, как хотелось. Жизнь приносила новые и новые испытания, которые отец смиренно принимал, но они, эти испытания, не могли не отразиться на здоровье: инфаркт, глухота, болезни последних лет….
Из того же, упомянутого выше, обращения к прихожанам: «…Не было у меня врагов…. Ну, а если были или есть, то умиленно прошу вас – простите меня….»
Папа знал, что умрет, но не боялся смерти. Он готовился к ней.
Думаю, в молитвах своих с особым пастырским трепетом обращался к Господу; готовил преемника. «Привыкайте к новому батюшке, полюбите его!» - пишет отец Александр в своем предсмертном обращении к прихожанам. Речь идет о нынешнем настоятеле храма Казанской Божией Матери о. Михаиле Иванове. Нужно отдать должное этому священнику: его стараниями и заботами храм преображается, туда по-прежнему идут люди.
Отец любил посещать разные другие храмы, монастыри. Как правило, эти поездки были от воскресенья до воскресенья, чтобы успеть к службе в свою церковь. Так, в течение своей жизни папа бывал в Троице-Сергиевой лавре, в Киево-Печерской лавре, в Почаеве, неоднократно в Жировичах; очень часто ездил в Печоры к своему духовному отцу, ныне почившему о. Иоанну Крестьянкину.
Благодаря своему отцу, я в свои детские и юношеские годы увидела эти обители впервые и очень благодарна ему за это. Эти поездки всей семьей остались в памяти на всю жизнь!
Каждый день жизни моего отца был таким же, как и у всех людей: работа – дом, дом – работа. Но работа была особой. О. Александр крестил, венчал, исповедовал, причащал, отпевал. Это был тяжёлый пастырский труд. Это был земной долг перед Богом, перед людьми, который мой отец благоговейно и достойно выполнил.
Часто, утешая близких умершего, папа говорил: «Все мы будем там…». В ожидании собственной смерти (за 8 дней до неё, во время нашего разговора) отец сказал мне: «Настал и мой черед. Я не боюсь смерти. Я готов к ней…». В тот момент он мне показался очень старым….
В своей жизни о. Александр был интересным человеком. Кроме духовной её стороны (богослужения, общение с паствой и т.д.) была и светская. Его приглашали на встречи с писателями и поэтами, приезжавшими в Пушкинские Горы, на встречи с потомками А.С. Пушкина; он давал интервью корреспондентам разных газет. А спустя некоторое время в районной газете «Пушкинский край» появилась заметка о нём самом. Вот несколько строк из неё: «…Наши дети крещены им, наши родители отпеты им, ему мы исповедовались, из его рук принимали Святые Дары…. Мы любили батюшку, и он любил нас. Он сострадал каждому….
Он молился за нас, а мы – за него. Но верим, обоюдная молитва как свидетельство неубывающей любви не прервётся…».
Каждый год 20 июня, в день смерти отца, о. Михаил, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, совершает Божественную литургию и служит панихиду на могиле о. Александра.
Приходят люди.… Приносят цветы.… Вспоминают отца.… С радостью…. Жалеют, что рано умер….
Спасибо всем, кто помнит о. Александра. Спасибо всем, кто за него молится. Думаю, что все наши молитвы он слышит и тоже молится за нас. Как и прежде….
Протоиерей Александр Балыш в течение своей жизни имел многочисленные благодарности и награды:
- был награждён крестом с украшениями;
- был удостоен права ношения митры;
- неоднократно получал грамоты за добросовестный пастырский труд от Епархиального управления Псковской епархии.
Ко дню тридцатилетнего юбилея с начала служения в Пушкиногорском районе отец получил Благодарственный адрес от главы администрации Пушкиногорского района С.П. Ефимова.
Вот фрагменты этого адреса:
«…В молитве и заботах незаметно прошли тридцать лет. Администрация района высоко ценит Ваш вклад в общественную жизнь Пушкиногорья.
В трудные, переломные моменты нашей истории Вы всегда призывали людей к терпению, единению, миру и согласию.
Вы умеете искренне делить с прихожанами радостные события, а в тяжёлые минуты скорби своим участием, мудрым словом пастыря облегчаете страдания человеческих душ.
Своим служением Вы несёте людям просветление, вселяете в их сердца и разум три вечные истины:
Веру, Надежду, Любовь…».
Думаю, во всем выше сказанном заключается смысл земной жизни моего отца, его человеческое и пастырское предназначение.

Балыш Людмила Александровна, учитель музыки Гуманитарного лицея г. Пскова.
Апрель –июнь 2006 года.
Последнее обновление ( 30:11:2009 г. )
 

Добавить комментарий

При добавлении комментариев следует руководствоваться правилами приличия. Недопустимо сквернословие.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Защитный код
Обновить

« Воспоминания прихожанки храма Аллы Сергеевны Савичевой

 
Опросы
Вы за возвращение исторического названия Святые Горы Пушкинским Горам

Проголосуйте за детский рисунок (12 и более лет) Выберите № 1, 2 или 3

Проголосуйте за детский рисунок (6-8 лет)

Проголосуйте за детский рисунок (9-12 лет) Выберите № с 12 по 20

Наша группа в ВК
vk-grupp.png
Быстрый хостинг на NVME!
Жилье в Пушкинских Горах рядом с монастырем
Комфортный дом на 4 человек в Пушкинских Горах, старый центр за 2500-3000 в сут.

 
 
 
 
0.1207